Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
SomeoneWithBook10 июля 2025 г.И вот о чем эта книга, об искусстве и каков тернист путь гения, чтобы его найти и передать. Но не для меня.
Роман представляет собой биографию вымышленного персонажа Чарльза Стрикленда, портотипом которого стал Поль Гоге́н. Ознакомившись с его биографией, я увидела очень много точек соприкосновения, что мне понравилось, так как я люблю, когда в романах есть эдакий элемент реальности.
Итак, "Луна и грош»/ «Луна ишестипенсовик", я искала в книге моменты, чтобы понять суть названия, но к сожалению, самой мне не удалось до этого дойти, поэтому обратившись к интернету я узнала занимательные факты :
1. Согласно некоторым источникам, название, значение которого в книге явно не раскрывается, было взято из рецензии в The Times Literary Supplement на роман Моэма «Бремя страстей человеческих», в котором главный герой романа, Филип Кэри, описан словами «так занят тоской по луне, что никогда не видел шестипенсовика у своих ног». Согласно письму Моэма 1956 года: «Если вы смотрите на землю в поисках шестипенсовика, вы не смотрите вверх и упускаете Луну».
2. В романе Моэма на все двести страниц лишь однажды упомянута луна. Художнику говорят, что закон заставит его содержать жену и детей, возьмет их под защиту. Он отвечает: «А закон может снять луну с неба?» «Грош» <...> относится скорее к мирку жены, от которой сбежал художник ради живописи <...> А вот «луна» <...> — не просто прекрасное, но нечто недоступное, недостижимое, неподвластное низким обыденным законам. Неотвратимо влекущее, притягивающее, как луна — лунатиков. Недаром почти три четверти книги никто не понимает, что случилось с прежним заурядным биржевым маклером. Всем кажется, что он одержим бесом. (Критик Эдвард Кузьмин).
И хочу отметить, что поняв суть названия и прочтя книгу, я четко понимаю, как же оно удачно.
Роман, мне очень понравился. Я каждый раз с восхищением упиваюсь любовными линиями, написанными Моэмом, особенно трагичными, а в этом романе их было предостаточно. История об одном мужчине, и его 3 любовных линиях. Им было уделено большое количество времени, хотя, конечно же, роман не о любви, а о гении, даже о гениях и их"демонах", причудах, их сумасшествии.
И так, любовные линии. Женщины. Здесь они не личности, здесь они предмет, здесь они грош.
Если в начала романа мы можем подумать,что Эми Стрикленд это образец достойной женщины, ведь должна же быть хоть одна такая в романе, то нет. Размышления автора, интерпретация ее действий, ее борьбы за общественное мнение оказываются контрастом для фона ее мужа, который ушел за мечтой, за искусством, за чем-то не материальным, в то время как она, приземленная, боролась за детей, за существование, за свой покой. Просто ее покой и стремления были в обществе, в достатке, в признании, ровно, так же как и стремления ее мужа они важны, и то что этот путь легче, более избит, распространен и бездуховен, не говорит о том что Эми низменна, меркантильна, лжива, хотя именно такой мы будто бы ее и видим, особенно четко в конце романа.
Бланш Стрёв, о бедная Бланш. Прекрасная Бланш, которая дважды была унижена и ранена. Разве ее вина, что ее обманули? Ее вина, что совладать с желанием так трудно? Что мужчинам это позволено, а женщинам нет? Разве ее вина, что на ее "хочу" ответ "я возьму"? Не ее вина, что ее бросают. Ответственность мужчины. Ты ее берешь, она верна, влюблена, твоя. Но она просто средство. Как мольберт с картиной, красив, но можно приступить к другому. Конечно, с ней обошлись особенно жестоко, но и она была жестока. Здесь беспощадность мужской "не любви" равна женской. И женщины могут как мужчины, просто для женщины должно совпасть больше факторов, быть больше возможностей. Просто женщины мазохистки, выбирают мужчин, которым готовы отдать все, вот только мужчине нужно, чтобы после использования его не трогали.
Женщины - странные существа, — сказал он доктору. - С ними можно обращаться хуже, чем с собакой, бить до полусмерти, а они все равно вас любят. - Он пожал плечами. - Одно из самых нелепых заблуждений христианства считать, что у них есть душа.
Нет большей жестокости, чем жестокость женщины к мужчине, который любит ее и которого не любит она, в ней нет тогда ни доброты, ни снисходительности - одно только бешеное раздражение.Как бы там ни было, треугольник Стрёвы и Стрикленд можно крутить как угодно, и каждый раз находить что-то новое, интерпретировать по-другому, защищать, или обвинять каждого с разных ракурсов. Гениальная линия.
Ата. "Вторая жена" Стрикленда. Образец жены: главное, что не мешается. Предмет. Обслуга, на которую Чарльз согласился в преклонном возрасте, и благодаря которой он получил кров и покой. История ли это любви? Нет. Потому что она просто туземка, просто нечто, что отдает свою жизнь мужчине, ведь это цель женщины. Это история о жестокости гения. О его безобразном образе жизни, который был бы непростителен, не стань он гением. Но мужчинам, а особенно гениям простительно все.
Я бы хотела еще повосхищаться, на тему гения и его тягостей, ведь я оценила характер и волю Стрикленда, который прошел такой путь, и добрался до своей цели, осуществил уготованную ему миссию. Скитался, бродяжничал, голодал, болел. Можно понять и простить его черствость. Безусловно, это должно заслуживать уважения, понятия и принятия.
И вот о чем эта книга, об искусстве и каков тернист путь гения, чтобы его найти и передать. Но не для меня.
Во-первых потому что я задумываюсь о том, как бы не было гениально искусство, можно ли им восхищаться, если его создатель прошел таков грязный путь, прожил такую жестокую жизнь, причинил, я уверена, еще много боли людям, которые были просто добры, просто хотели помочь. Если знать всю правду о наших любимых писателях или художниках, о их зависимостях, жестокости, безнравствии, о низких поступках и ужасных желаниях. Разве можно продолжать ими восхищаться? Я не могла больше восхищаться Толстым как прежде, когда узнала, на какую "любовь" по отношению к своей жене он был способен. Я больше не верила его романам, его хорошим персонажам и страсти, созданной им. Не могла восхищаться певцами и художниками, которые "любили" детей. Все гениальное создано дьяволом. Можно восхвалять творчество. Но нельзя оправдывать и превозносить творца.
В любовных делах разница между мужчинами и женщинами в том, что женщины могут пребывать в состоянии любви постоянно, а мужчины время от времени.Эта вторая истина, которую я вынесла для себя из книги. Понимание различия мужских и женских ценностей. Если для мужчины любовь это фон, второй план, сначала замысел, желания, личный путь. То для женщины любовь, к мужчине или к детям, просто ЛЮБОВЬ - это суть всего. И так было.
Конечно, здесь можно затронуть тему того что наше общество меняется и теперь такие роли не соответствуют полу все чаще и чаще. И есть женщины как мужчины и мужчины, как женщины. Интерпретируя на современный лад, гендерность возможно бы немного стерлась, но остался образ. Образ личности, которая гонится за чем-то великим, и личности, которая выбирает любовь. Каково было бы общество, если бы в нем все были как Чарльз, гениями? Он был бы жесток, но усыпан невероятными творениями. И каково если бы оно было обществом Эми? Все было бы прилично, морально, скучно, пресно и безопасно. Два варианта звучат так себе. Хорошо что выбирать не нужно.
8404