Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Битва Королей

Джордж Мартин

  • Аватар пользователя
    bookarch27 июля 2015 г.

    Да пронзят меня копьями рыцари из всех Семи Королевств, если Станнис - не райтфул кинг! ( Часть II: О некоторых мотивах, персонажах и мифопоэтике "Песни Льда и Пламени")
    Для начала снова прибегнем к арифметике по точкам зрения. Арья - 10 глав, Санса - 8 глав, Тирион - 15 глав, Бран - 7 глав, Джон - 8 глав, Кейтелин - 7 глав, Давос - 3 главы, Теон - 6 глав, Дейенерис - 5 глав. По милости Старых Богов из игры выбывает Эддард, вступают же в неё Теон и Давос. Если о первом мы наслышаны по предыдущей книге, то луковый рыцарь как обухом по темени. Изображу соотношение глав на гистограмме с помощью своих невесть каких вордовских знаний:

    Главный каверзник и политик этой книжонки - Бес. Тонкие интриги пронизывают все главы с его участием. Санса плывет по течению, Арья - против, Бран взрослеет, Кейтелин поддерживает "молодого волка", Дейенерис продолжает вести свой маленький кхаласар, Джон чинно служит Мормонту. Эта книга по отношению к главным персонажам милостива.
    Смыслообразующие мотивы
    Мотив встреч
    "Встреча — одно из древнейших сюжетообразующих событий эпоса"[1]. Встреча Арьи и Якена Хгара, как мы знаем, случается при обстоятельствах его заключения. "Мальчик, славный мальчик", - говорит он, впервые обращаясь к ней, что сразу же напоминает ей учителя Сирио. Но узнавание так и не произошло. Якен Хгар = Сирио Форель? Вопрос двойника открыт. Встреча Брана с Мирой и Жойеном происходит при всеобщем замешательстве. Она внезапна, это встреча двух чуждых миров, поэтому обязательно должна разветвить сюжетную линию. Встреча Джона и Игритт приключилась при нападении на одичалых. Те же два разрозненных мира - "до стены" и "за стеной", что влечет за собой последствия. Встреча Теона с сестрой Ашей сопровождается совокуплением. Узнавания с его стороны при встрече не произошло, они не обнаруживают родства, что не замедлит проявиться и в дальнейшем. Встреча Дейенерис с Белобородым состоялась непосредственно при спасении им жизни королевы, но нас здесь будет интересовать встреча его с Джорахом, потому как вследствие нее над Белобородым витает ореол темной скрытной лошадки.
    Мотив жизни/смерти
    Нет, эта книга ласково отнеслась к главным персонажам, оставив всех в живых. Здесь нас будет интересовать принцип, обозначенный как "А живет смертью В, В живет смертью С" [2], а проявляется он в отношениях Арьи и Якена Хгара. Своими действиями Арья нарушает естественный порядок, Многоликому надобно вернуть три жизни, а то как-то некрасиво получается, чё.


    Красный Бог должен получить свое, милая девочка, и только смертью можно рас-
    платиться за жизнь. Девочка лишила его троих – девочка должна заменить их тремя други-
    ми.

    Без смерти и жизнь - не жизнь, как водится.
    Мотив "пустой короны"
    Пусть корона и на голове мальчишки Джоффри Баратеона, но это ровным счетом ничего не меняет. Семь Королевств расходятся по швам. Так, мы имеем 6 королей/претендентовфотошоплюкак_кретин):

    На Робба Старка и Бейлана Грейджоя я бы сильно не уповала, потому как они сторонники раздробленности, Ренли выбывает из игры, Джоффри бессилен. Итак, справедливый Станнис и мать драконов Дейенерис. Кто же, кто? Оставим это Мартину и примемся за дальнейшие размышления.
    Каждого из королей мы можем видеть только сквозь призму точек зрения находящихся в приближении. Королевская точка зрения, выходит, одна - Дейенерис Таргариен. Джоффри мы наблюдаем глазами Сансы и Тириона, имея таким образом мнения представителей двух домов об этой фигурке на шахматной доске; Ренли - глазами Кейтелин, короткое мгновение, предшествующее его таинственному смысловому завершению; Бейлана - глазами Теона; Станниса - глазами сира Давоса, этого лукового рыцаря со своей специфической луковой философией; Робба Старка - глазами Кейтелин. Практически все из этих персонажей связаны с прикрепленными королями определенной степенью родства (Тирион - дядя короля Джоффри, Кейтелин - мать короля Робба, Теон - сын короля Бейлана), что способствует более глубокому проникновению в их мир. Станнис же открылся бы одинаково, что брату, что бывшему контрабандисту, было бы только доверие к этому лицу, поэтому сир Давос, так сир Давос. Сперва можно подумать, что все это как-то не слишком соотносится с семантикой названия "Битва королей", но у нас бы действительно не вышло объективной картины, если бы были представлены точки зрения королей - слишком узкое у них окружение: тронный зал - тюремная клетка и сражения временами.
    Мотив оборотничества и образ севера
    Превращение из человека в волка и наоборот (ликантропия) – древний мифологический мотив. Метаморфозы, связанные с Браном, относятся к кризисному моменту жизни, за которым обычно следует взросление. Но в то время как мальчик должен стать юношей, мальчик становится волком. «Здесь нет становления в точном смысле, но есть кризис и перерождение» [3]
    Немаловажно, что происходит все это на севере, это пространство удваивает ощущение архаичности, если согласиться с арктической гипотезой, говорящей о зарождении жизни на севере. Но как бы там ни было на нашей планете, но художественный мир «Песни Льда и Пламени» будто бы кричит об архаичности севера. Первые люди – с севера; метаморфозы, тотемизм – все с севера, даже Старые Боги – боги севера.
    Шутовской мотив
    Образ шута представлен Пестряком при принцессе Ширен, который появляется на первых же страницах. А.Н.Веселовский, а вслед за ним и М.М.Бахтин рассматривали шута как носителя некой истины. "<...> шут или дурак — король обратного мира" [4], в чем вполне можно убедиться, поглядев только на его реплики:


    На дне морском птицы носят чешую, а не перья, – сказал он. – Я знаю, я-то знаю.

    На дне морском всегда стоит лето.

    На дне морском снег идет снизу вверх, а дождь сух, словно кость. Я знаю, уж я-то
    знаю!

    Он ставит все с ног на голову, противопоставляемые категории вверх/вниз у него меняются местами. Кроме того, шут может носить в себе авторское начало, сообщать читателю нечто, находящееся за пределами кругозора всех без исключения персонажей.

    Да пребудут с вами Старые и Новые Боги, да прольется на вас свет Р'глора, да покровительствует вам Утонувший Бог!

    [1] М. М. Бахтин. Собрание сочинений в 7-ми томах, том 3, М., 2003, стр. 354
    [2] В. Н. Топоров. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. — М., 2010, стр. 45
    [3] М. М. Бахтин. Собрание сочинений в 7-ми томах, том 3, М., 2003, стр. 371
    [4] М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.— 2-е изд.— М., 1990, стр. 470

    9
    66