Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Долгая помолвка

Себастьян Жапризо

  • Аватар пользователя
    ELiashkovich7 июля 2025 г.

    Немного удивляют скромные 3.90, поставленные этой книге пользователями LiveLib'а. Как по мне, тут у нас практически шедевр. Прочитал я его натурально в один присест, а потом еще и экранизацию сразу посмотрел.

    Книга рассказывает о том, как девушка-инвалид разыскивает следы своего жениха Жана "Манеша" Этчевери, погибшего в начале 1917 года в районе траншеи Угрюмый Бинго. Ну то есть как погибшего — у девушки имеется похоронка, но в целом информации об инциденте подозрительно мало, момента смерти Манеша никто не видел, да и вообще свидетели вспоминают обо всем этом как-то подозрительно неохотно. С развитием сюжета становится понятно, что таинственность эта неслучайна: на самом деле Манеша приговорили к смертной казни за самострел, но не расстреляли, а вместе с четверыми такими же горемыками отвезли на передовую и... выбросили за бруствер. Кстати, автор тут не придумывает, такой ерундой французы действительно одно время баловались.

    Разумеется, на этом пересказ сюжета притормаживаю — дальше уже спойлеры. Отмечу только, что забористую интригу автору удалось сохранить до самого конца. А еще ему как-то удалось гармонично связать воедино сразу несколько жанров: как вы уже поняли, базово мы имеем дело с классическим детективом, но параллельно тут и несколько романтических линий, и фронтовые воспоминания, и робинзонада о выживании в экстремальных условиях, и история мести в духе Монте-Кристо, и даже мощнейшие психологические новеллы уровня Мопассана (причислил бы к таковым побочную историю Бастильца и его друга Бисквита — по сути, отдельное произведение, по которому фильмы снимать можно). Отдельно отмечу антивоенный пафос, переданный не прямолинейными лозунгами, а тонкой передачей ужаса и безнадеги, сложившихся на Западном фронте к началу 1917-го.

    К стилю, языку и манере повествования вопросов нет, все показалось уместным и гармоничным. Исторических ляпов тоже не заметил, более того, удалось узнать о Великой Войне несколько новых моментов (например, какое прозвище давали призывникам 1916 года, а какое — призывникам 1917-го). Даже романтические линии вопреки обыкновению особо не раздражали, хотя поначалу я очень скептично относился к стартовой идее о том, что девушка поедет кого-то куда-то искать. Однако увечье Матильды, о котором мы узнаём не сразу, как будто добавляет истории психологической достоверности.

    Глобальных минусов нет. Может быть, как и многие рецензенты, посетую, что в книге очень мало Тины Ломбарди — абсолютно демонический персонаж, очень яркие появления! С другой стороны, авторское решение слегка придержать Тину в тени тоже объяснимо — все-таки Жапризо рассказывает историю Матильды как архетипа этакой женственной верности, а мстительница Тина ее очевидно затмевает и переводит повествование в какой-то другой, нежелательный для автора жанр.

    Сильная книга. Очень напомнила блестящую "До свидания там, наверху" Пьера Леметра.

    5/5 (экранизация, кстати, тоже на 5/5).

    22
    256