Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4. Война и мир. Том 1
Л. Н. Толстой
Аноним5 июля 2025 г.Все без ума от Бонапарта
В 15 лет первый том кажется чем-то будоражащим воображение и погружающим в очеловеченное прошлое. Читать про начало 19-го века, когда параллельно проходишь историю России, интереснее, чем изучать даты договоров и конвенций и рисовать на картах очертания границ и движение войск. А тут Наполеон, Аустерлиц, союз Российской империи и Австро-Венгрии, республика бросает вызов самодержавию. Бои, атаки, героизм и самопожертвование, красота и изысканность светских раутов. Звучит многообещающе. Но спустя -цать лет оказывается, что произведение очень сырое, плохо вычитанное, герои несколько картонные, а местами ведут себя ну уж совсем не по возрасту даже по современным меркам.
Толстой показывает, насколько смехотворна и пуста светская болтовня в салонах вечерами в Петербурге. Это шелуха, плевела, исторгаемая пустыми людьми, которым посчастливилось родиться в определённой обеспеченной либо влиятельной семье с богатой родословной. Кому там сочувствовать, за чьей судьбой следить? Сплошные диалоги и долгие письма на французском, которые ранее приходилось читать мелким шрифтом в примечаниях (сейчас хотя бы можно обойтись без этого).
В школе я была в восторге от Андрея Болконского. Красавец, идеалист, умный и слегка циничный, понимающий, что свет - это всё та самая суета сует, и жаждущий подвига. После перепрочтения его идеи кажутся такими наивными, такими детскими, а сам он необоснованное горделив и презрителен. Он одержим мечтой в втором Тулоне, и ему не интересны ни его жена, ни родные, ни друзья. Во главу угла поставлен он и его эгоистичная жажда славы, признания его талантов, что он не может раскрыть в обычных обстоятельствах.
Наверное, здесь можно было бы поговорить о таланте Льва Толстого как тонко чувствующего психологию автора. Энергичность Болконского, тенью которого, становится Николай Ростов с его подростковой влюблённостью в фигуру государя, поначалу заражает, потому что на фоне других героев они харизматичны. Мужчины у Толстого вообще намного превосходят женщин. Первые у классика описываются преимущественно положительно, разве что у них есть милые недостатки или чудачества. У Наполеона красивые руки, у Александра I прекрасные серые глаза, даже у австрийского императора красивый жеребец. Женские персонажи, если проанализировать текст, обязательно имеют недостатки - то усики на губе, то тщеславие, то откровенную глупость. Кем там можно вдохновиться, кому посочувствовать? Зато фигура российского самодержца сродни современному популярному актёру: при одной мысли о царе офицеры ведут себя как девицы на балу, где появился завидный и статный жених высокого положения. Они обожают государя, они счастливы умереть за него или хотя бы на его глазах, чтобы он увидел их героизм и любовь к нему.
Но это что касается мира (то есть света). С войной в первом томе у Толстого тоже не очень задалось. Поход в Австрии до Аустерлица - это сплошная череда забав, игра, а не война. Кутежи гусар, великосветские приёмы, балы, вино, иногда - редкие стычки. Сплошное развлечение и туризм. Описания сражений странные, куцые, где Толстой злоупотребляет словом "дело". Разве что отдельные эпизоды с артиллерийской батареей получились живые.
В общем, первый том оказался не столь хорош, как прежде, но по традициям сериалов закончился на интриге, так что придётся перечитывать второй том.
432