Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Винни-Пух и все-все-все

Алан Милн

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июля 2025 г.

    Побег в безмятежность

    Сейчас принято, чтобы детская история содержала все элементы взрослой истории, вплоть до тотальной угрозы в виде какого-нибудь Владимира-Владимировича-де-Морта. Персонажи непременно должны развиваться, струна драматургии должна звенеть от натяжения, давление психологизма зашкаливает и вышибает заклёпки здравого смысла, главный невротичный герой колеблется, малодушничает, но под влиянием верного слабоумного друга или истероидной подруги находит в себе силы и обрушивает сокрушающий молот добра на хрупкие черепа мегакорпораций. Друзья скачут на единорогах в закат, который вовсе не закат, а метафора крепкой детской дружбы, которую так приятно и выгодно монетизировать, если ты мегакорпорат или медиамагнат. История извращения детских историй не нова, ей уже более ста лет как минимум. Это и "Ветер в ивах", и "Мэри Поппинс" - из достойных, а как апофеоз - милый детский мультсериал "Том и Джерри", где дубина или топор - основные средства художественного раскрытия гипнотического и неисчерпаемого сюжета.

    Алан Александр Милн или Туве Янссон на фоне давней тенденции подсаживания детей на иглу нервного расстройства кажутся такими слабоумненькими, инфантильными писателями, которые писали для слабоумненьких и инфантильных деток. И герои у них какие-то соответствующие, неинтересные. То есть, читатель давно заждался, что Винни выхватит наконеч-то свой огненный Флеймдринк и выкорчует поганого Кролика из его слишком узкого логовища, а Пятачок или Кристофер Робин активирует плазмаган закреплённый на правом киберпротезе и разнесёт очередью пчелиное гнездо и половину леса заодно, но писатель так не думает, он пишет скучно и по-детски.

    Но настало такое время, когда количество рядовых граждан, готовых разнести и выкорчевать, превысило пределы допустимого. Мир ополоумел от перманентности собственного идиотизма и при помощи услужливых подгонов по разжиганию чувства собственного величия, и это оказалось куда ужаснее "Тома и Джерри", потому что от удара кувалдой в этом настоящем мире уже никто не появится в следующем эпизоде вновь, а надежда на то, что Волан-де Морт, Адольф-де-Морт, Иосиф-де-Морт, Владимир-де-Морт в разных своих воплощениях перестанет существовать, окончательно пропала.

    И начинает тошнить от сюжетов, в которых напомаженные артистишки тычут друг в друга оружием, разносят друг другу головы, вырывают органы, пилят, вешают - уничтожают друг друга всеми способами, которые посещают головы угодливых шоубизу сценаристов. И это не постмодерн, это не ирония, это отработка запроса на жестокость с обществах, где "Винни-пух и Все-Все-Все" стали никчёмным старьём, которое не делает кассу, в отличие от гаррипоттеров и сверхгероев. Да, можно оспорить, что ультражестокость не является пока что сюжетной основой для детских историй. Но кто смотрит эти недетские истории? Их смотрят взрослые, которые не стали взрослыми, а остались детьми, потому что...

    Надо быть по-настоящему взрослым человеком, как Алан Александр Милн, чтобы понимать свою ответственность за те слова, которые ты вкладываешь в головы маленьких детей, и понимать ценность маленького незатейливого добра, в котором только и можно вырастить настоящего человека, для которого все ужасы взрослого мира - не норма, не необходимость, а неприемлемое зло.

    И потому мой эскапизм сегодня направлен в милый замкнутый пузырь, в котором почти нет времени, почти нет развития персонажей, почти ничего нет, кроме игрушек Кристофера Робина, одной из которых оказался я сам.


    5
    613