Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июля 2025 г.

    Девиз Мирового Государства: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ»

    Роман рассказывает о далеком будущем, где больше не используется естественное рождение детей, нет семей и религий, а все люди разделены на касты, которым еще до рождения закладывают определенные черты, и все очень «счастливы». Альфам прививают самостоятельность, эпсилонам — подчинение. Для развлечения есть секс, спорт, странные фильмы, а главное — таблетки сомы — галлюциногенные синтетические наркотики.

    Весь роман условно можно поделить на три части.

    Первая — многообещающая! В ней мы наблюдаем за работой завода по производству людей. Внешнее оплодотворение, движение клеток в бутылках по конвейеру и развитие детей во взрослых особей очень детально расписаны в духе научной фантастики. Размышление о том, как в будущем могли бы рождаться дети, безумно интересно!


    Общую идею хоть какую-то дать надо — для того, чтобы делали дело с пониманием, — но дать лишь в минимальной дозе, иначе из них не выйдет хороших и счастливых членов общества. Ведь, как всем известно, если хочешь быть счастлив и добродетелен, не обобщай, а держись узких частностей; общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом.

    Во второй части один из главных героев отправляется в резервацию, где люди все еще живут по старинке. Там он находит дикаря, который напрямую связан с его дивным и новым Лондоном, и привозит его туда вместе с матерью. Здесь мы видим столкновение культур, как во время поездки в дикарский мир, так и во время проживания дикаря в новом мире. Здесь динамика повествования немного теряется, хотя мы и встречаем несколько интересных поворотов сюжета.

    Третьей частью я считаю диалог дикаря и Главноуправителя, где они спорят о целесообразности нового мира. Причем дикарь толком ничего не знает ни о новом, ни о старом мире и судит лишь по пьесам Шекспира, да по паре недель, которые он провел в Новом Лондоне. А Главноуправитель на удивление сильно сочувствует старому миру, но при этом всецело поддерживает существование мира нового, где все якобы счастливы, а это потребовало избавлению от свободного развития искусства и науки, от настоящих чувств, религий, семей. Зато все счастливы, ведь так?

    Дикарь Джон не готов смириться с такой парадигмой, а поэтому принимает важное, ужасное, но собственное, свое решение.


    Имей он хоть крупицу смысла, он бы понял, что наказание его является по существу наградой. Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется в среде самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему-либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодны к жизни в нашем обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои, самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что-то представляет.

    Я не готова поставить пять этому роману. Он здорово начинается, но недокручен. Герои не живые, им как-то не хочется сочувствовать, хотя может быть так и задумано. Но у меня не получилось погрузиться и в новый мир, проникнуться обстановкой и атмосферой, хотя вот завод по производству людей я прочувствовала на все сто.

    Хотелось бы более ярко увидеть деградацию больной идеи о всеобщем счастье, проследить за трансформацией героев из нового мира, но тем не менее это довольно знаковая и интересная работа. Здесь поднимается вопрос о счастье, пусть и извращенном, тогда как в других антиутопиях на этой теме сюжет обычно не слишком концентрируется.

    Книга не большая, читается за несколько вечеров, и несмотря на все недостатки я рекомендую ее как один из примеров классики жанра антиутопии.


    Но мне любы неудобства. — А нам — нет, — сказал Главноуправитель. — Мы предпочитаем жизнь с удобствами. — Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех. — Иначе говоря, вы требуете права быть несчастным, — сказал Мустафа. — Пусть так, — с вызовом ответил Дикарь. — Да, я требую.
    46
    957