Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress

Стивен Пинкер

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июля 2025 г.

    Лучшие времена

    Стивен Пинкер

    "Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса"

    Ранее мне уже доводилось читать другую книгу Пинкера, а именно "Рациональность", которая мне вообще-то понравилась, несмотря даже на то, что во многом рассказывала о таких казалось бы скучных вещах, как математическая логика. В той книге Пинкер также много внимания уделял пропаганде рациональности, борьбе с предрассудками и ошибками мышления.

    "Просвещение продолжается" как бы продолжает именно эту линию той книги, то есть здесь автор концентрируется именно на продвижении идеалов разума, науки, гуманизма и прогресса, как это указывает и в подзаголовке книги.

    Нам кажется, что мир со временем становится более опасным, увеличивается количество актов агрессии, насилия, обскурантизма, моральной деградации, политической нестабильности и прочих бедствий. Однако, как отмечает Пинкер, все эти представления лишь ошибки нашего мышления. Это не насилия стало больше, а стало больше упоминаний насилия в СМИ и отношение самой общественности к насилию стало более обеспокоенным вместо принятого в прошлые века безразличия. Все это говорит о том, что, напротив распространенного мнения, мир становится местом более безопасным и просвещенным.

    Пинкер обращается к идеалам эпохи Просвещения, к трудам таких философов как Руссо, Дидро, Д'Аламбер, Кант, Вольтер и прочих, которые, хоть и не сформулировали целостной программы, но своей философией породили направление в защиту разума и прогресса. После Великой Французской революции в этом отношении наступил некоторый откат, поскольку такие философские идеи увязывались в сознании тогдашней европейской публики с разрушением старого порядка, якобинским террором и бонапартизмом; романтизм, пришедший на смену Просвещению, отходил от идеалов разума и прогресса. Новая угроза тем же идеалам наступила в прошлом веке, когда некоторые философы в центр своих моделей поставили дискурсы и нарративы. Тем не менее, Пинкер призывает вновь взять ориентацию на те самые старые просвещенческие идеалы, поскольку они помогают противостоять порокам человечества: трайбализму, авторитаризму, ксенофобии и магическому мышлению.

    По мнению автора в последние несколько столетий сначала медленно, а в последние десятилетия после Второй мировой войны - с ускорением, распространение этих идеалов все же происходит, их влияние прослеживается в общественном сознании, меняя отношение людей к старым проблемам общества от насилия до политической свободы. Мир становится более безопасным, более свободным, более богатым, более рациональным, более терпимым по отношению к другим культурам, расам и сексуальным ориентациям, более равноправным, более демократическим и так далее. На протяжении многочисленным глав этой книги он последовательно отстаивает этот тезис применительно то к одной области общественной жизни, то к другой, приводя подтверждающие графики и схемы.

    И вроде бы тут все хорошо. Чтение этой книги внушает оптимизм: поступательное движение прогресса так или иначе, пускай даже медленно, но под влиянием просвещенческих идеалов идет к светлому будущему, в котором систематические проблемы общества будут изжиты. Вот только Пинкер видит это светлое будущее как либеральную рыночную демократию западного образца. Он не предлагает сколько-нибудь значительных реформ этой самой либеральной демократии: зачем, если тенденция прогресса и так улучшит мир.

    Назовите меня пессимистом и брюзгой, но я лично не вижу столь уж больших оснований для расточаемого Пинкером оптимизма:

    • Последовательное движение к прогрессу и изживанию пороков общества может быть лишь продуктом наличных в обществе социальных отношений, и я полагаю (хоть я и не профессор эволюционной психологии), что сколь угодно долгое движение к прогрессу всегда может сбавить темпы или застопориться если факторы общественных отношений ослабят свое действие в случае застоя социально-экономического развития или политической катастрофы.

    • Кроме того, нельзя исключать и того, что приводимые Пинкером данные могут быть лишь статистическим трендом, хоть и продолжительным, но не исключающим вероятности своего разворота; чтобы говорить о том, что прогресс устойчиво ведет общество в светлое будущее, нужно иметь массив статистических наблюдений с этим трендом на протяжении не менее двухсот лет: возможно, просто последние полвека статистически случайно оказались благополучными.

    Вопросы вызывает и видение Пинкером светлого будущего, к которому движется прогресс, в виде чуть подкрашенной версии либеральной рыночной демократии западного образца. Каждый раз, когда он заговаривает о политике, это превращается в агитационный политический материал Демократической партии США. Кстати, тут много выпадов против президента Трампа (книга вышла во время его первого президентства), который изображается как диктатор, потворствующий конспирологии и обскурантизму.

    Со стороны моей политической ориентации такая позиция Пинкера выглядит, мягко говоря, недостаточной. Либеральная демократия, полагаю, не способна по самой своей сути обеспечить процветание и благоденствие для всех граждан, так как никак не исключает систематической эксплуатации труда капиталом. Кроме того, возможно и неоправданно, но представляется, что сама эта система либеральной демократии близится к своему кризису, выражением которого стал распад однополярного мира.

    Тем не менее, даже с учетом всех этих моих оговорок, книга вполне неплохая. Автор явно не выдумал тренд на расширение прогресса, книга полнится подтверждающими материалами, с которыми будет интересно ознакомиться массовому читателю. Книга совсем не скучная, автор старается изъясняться ярко и доступно, поэтому книгу можно читать даже далеким от науки читателям.

    Выведет нас прогресс идей к светлому будущему? Как полагаете, не развернется ли тренд на движение к прогрессу общества?

    7
    102