Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним24 июля 2015 г.Прочитав «Человека, который смеется», я еще раз убедилась, что В. Гюго, в самом деле, один из моих самых любимых писателей, что называется «мой» автор, хотя этот роман всего лишь второй, прочитанный мной, из его творчества.
Это, действительно, гениальное произведение. В нем столько поистине глубоких идей! Да и сам слог и стиль автора мне очень нравится. В. Гюго, говоря от своего, третьего лица, так мастерски умеет выразить мысли и чувства того или иного персонажа. А сколько сарказма в строках, описывающих нравственные (точнее сказать, безнравственные) идеалы знати, упивающейся своим могуществом и погрязшей в тщеславии и зависти! И, напротив, с какой нежностью и теплотой автор рассказывает нам о чистых и невинных Дее и Гуинплене!
Этот роман очень глубок и трагичен. Здесь много размышлений о политике и власти, о человеческой природе, о духовном и низменном и их сочетании в человеке, о чести и стойкости, о злости и зависти, о мудрости и верности своим идеалам. В. Гюго поднимает извечные вопросы. Что первичнее: материальное или идеальное? Почему на добро отвечают предательством? Возможно ли в одиночку противостоять власть имущим и имеет ли это смысл? Не давая прямых ответов, автор подразумевает их.
Основным мотивом, по моему мнению, является двойственность и неоднозначность всего, что окружает нас в мире и нас самих. Так, черное может оказаться белым, а белое — черным. Казалось бы, нищета, голод и холод — горе, но именно в этой среде по-настоящему свободны и счастливы Урсус с Гомо, Гуинплен и Дея. И, напротив, вступление вчерашнего фигляра в так называемое высшее общество и возвращение ему статуса лорда, что на первый взгляд кажется торжеством справедливости, открытием безграничных возможностей и вообще большой радостью, разбивает их идилию вдребезги, низвергнув в пучину отчаяния и несчастья. Рай в шалаше и ад во дворце.
Это противопоставление подчеркивается и на примере самих персонажей: бедняки оказываются гораздо нравственней, выше и чище алчных, развратных и порочных герцогов, баронов, королей.
Такое умение низкого маскироваться под высокое и высокого под низкое опасно для человека. Пример Гуинплена ясно дает нам понять, как легко оступиться и как сложно разобраться, где благо и где вред,где истина, а где фальшивка.
Еще одним плюсом для меня в этом произведении являются исторические отступления В. Гюго, как важные для развития сюжета, вроде повествования о компрачикосах, так и интересные мелочи наподобие старинного значения слов «плагиатор» и «канапе». Хотя не все оценивают по достоинству такие подробные описания, являющиеся характерной чертой В. Гюго, на мой взгляд, именно этот прием позволяет автору сделать произведение как можно более реалистичным и цельным. По прочтении книги убеждаешься, что каждый абзац, каждая строка имеет значение. В итоге, эпизоды, на первый взгляд кажущиеся незначительными и не связанными друг с другом, складываются в единую, наполненную смыслом, картину.
«Человек, который смеется» однозначно требует прочтения, неторопливого и вдумчивого. Это как раз одна из тех книг, что можно разобрать на цитаты. При ее прочтении, действительно, задумываешься над многими вещами. Так что, если вы интересуетесь, историей, особенно Англией эпохи реставрации монархии, философией и просто хотите обогатиться интеллектуально и духовно, то этот роман то, что вы ищите.743