Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 15 томах. Том 9

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июля 2025 г.

    Правосудие под маской Бога

    Впечатления от прочтения

    Я решил прочитать книгу после просмотра нового фильма — и она захватила меня с первых страниц. Чтение напоминало волнение перед большим штормом. Я буквально ощущал движение волн, запах морского воздуха и каменный холод абсолютно тёмной темницы. Я не мог оторваться.

    История Эдмона Дантеса завораживает своей глубиной, драмой, внутренним переломом. Я читал с жадностью. Но на фоне общего восхищения остался лёгкий осадок. Первое, что вполне терпимо, но заметно — это некоторая затянутость. Второе — куда важнее: через всю книгу проходит красной нитью идея божественного правосудия, религиозного оправдания мести — и именно это вызывает у меня внутренний протест.

    Да, книга необычайно сильная, но в ней скрыт важный философский конфликт: может ли человек быть орудием Бога? И не заигрывается ли он, играя в судью?

    О любви — настоящей и поддельной

    Что отличает эту книгу от других? Не только сюжет, но и количество ярких, драматичных историй любви. И на фоне всех этих искренних, порой самоубийственно преданных чувств, история Мерседес и Дантеса к концу вызывает разочарование — именно как явление. Но при этом мне невероятно понравилось, как она органично и правильно завершилась.

    В книге есть примеры настоящей жертвенности: любовь Максимилиана к Валентине, безоглядная преданность Гайде — женщины, готовой умереть, если это будет воля любимого. А рядом с ними — Мерседес, которая, не убедившись в смерти возлюбленного, довольно быстро выходит замуж. А в финале ведёт себя так, как будто чувство стало обязанностью, а не страстью.
    Безусловно, Мерседес вызывает уважение и жалость. Она — бессребреница, терпелива, бесконечно смиренна. Но на фоне других историй любви в этой книге она выглядит холодной, рациональной. И конец их истории — такой, каким и должен быть.

    Как он может быть с ней после другого мужчины? Такой вопрос я задавал себе именно во время чтения этой книги. У меня не возникало подобного вопроса при чтении других романов или просмотре фильмов. В экранизации, наоборот, я переживал за то, чтобы они с Дантесом снова были вместе. А книга словно протёрла глаза.

    О мести и религии

    Конечно, главная тема книги — месть. Но месть эта, по сути, вполне обычная. Очень человеческая. Не очищающая. Не божественная.
    Дантес убеждает себя (и, возможно, читателя), что он — рука Бога. Что он вершит правосудие. Но Бог не давал людям такого права. Месть всегда остаётся грехом. И в этом — главный парадокс книги.

    Особенно остро ощущается мысль: герои того времени трактуют религию под себя. Вырванные из контекста строки Евангелия, интерпретации “по настроению”, подгонка морали под желания. Религия как прикрытие. Но ведь истина, если она истина — не может быть гибкой.

    Дантес заигрался. Чем больше власти он получал, тем сильнее чувствовал себя кем-то выше. Почти Богом. Это уже не путь света, а путь гордыни, контроля, тщеславия.
    И хотя он мстит врагам «красиво», почти театрально, в какой-то момент начинаешь чувствовать — он стал заложником собственного гнева.
    Вильфор — сошёл с ума, Данглар — унижен, Фернан — сам себя уничтожил. Всё это впечатляет. Это очень тонко и сильно. Первая мысль — «НАКОНЕЦ-ТО!» Но когда в круг мести начинают попадать невинные — становится страшно. Месть выходит из-под контроля. Она уже не точна, а беспощадна.

    Любимые персонажи и образы

    Особую симпатию у меня вызвала Гайде — образ нежности, красоты, преданности, молчаливой силы и какой-то женской мудрости не по годам. В ней нет гордыни — только глубокое чувство. В сценах с ней мне хотелось замедлить чтение.

    Небольшое раздражение иногда вызывал Альбер — своими порывами, слепотой, несправедливым вызовом графу и вообще всему миру. Он легко превращает друга во врага и наоборот. Всё у него резко, с максимализмом.
    Сам Дантес — герой, который в какой-то момент становится антагонистом самому себе. И это, пожалуй, гениально.

    Вывод и размышление

    «Граф Монте-Кристо» — это не просто роман о приключениях и драме. Это история о том, как месть разрушает душу. Как вера может превратиться в декорацию. Как легко переступить грань между справедливостью и гордыней.

    Дантес в начале — человек, которого предали. В конце — человек, который предаёт самого себя. А затем, опомнившись от последствий мести, он пытается заслужить прощение — и когда получает шанс на любовь, будто получает и это прощение.
    Сквозь весь роман проходит мощная линия: истина, любовь, вера и выбор.

    Эта книга останется со мной надолго. Не только как история, но и как повод для размышлений. Я рекомендую её каждому, кто хочет почувствовать бурю человеческих страстей — и однажды честно спросить себя:
    «А что бы сделал я?»

    Содержит спойлеры
    10
    104