Рецензия на книгу
Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
Аноним2 июля 2025 г.В это трудно поверить,
но надо признаться,
что мнетолько теперь довелось прочесть эту книгу. Уж сколько я о ней слышал от всех подряд! Все уши прожужжали. До сих пор не было производственной необходимости читать, но сейчас понадобилось по работе. И я решил сюда написать отклик. Хочу, чтобы он был кратким!
Так что коротенечко. Что есть хорошего, полезного? Хороши инструменты для поиска блох в текстах. И сами авторы, это видно, в примерах вычёсывают блох здорово (а вот в собственном тексте не всегда, хаха). Инструменты доступны: убирайте пассивный залог, убирайте отглагольные существительные, закройте мысленно название вашей фирмы и тэ дэ. Ими сможет воспользоваться и жучок, и паучок. Кстати, во многих этих принципах (предпочтение активного залога пассивному, например) я сам в своей редакторской работе с авторами книжки совпадаю.
Да вот, пожалуй, и всё хорошее. А что плохого, бестолкового, недоделанного?
скудоумие. В начале книги авторы обещают научить читателей думать, но не делают этого. У них самих с этим проблема. Как только они пытаются подняться с уровня вычёсывания блох на уровень мало-мальского обобщения, всё рушится. Как только они определяют какое-то понятие, а потом приводят пример, оказывается, что пример они приводят верный, но понятие определяют совершенно коряво;
морализаторство. Когда авторы начинают затирать про ценности профессии, я хватаюсь за свой револьвер
раздутость. Примеры нужны, но местами их чересчур — следующие не добавляют ничего к картине, выстроенной с помощью предыдущих. Некоторые мысли повторяются спустя несколько разделов. Внутри одного раздела на двух-трёх страницах пережёвывается то, чему достаточно было двух-трёх абзацев. «В этой книге нет воды», говорят, хаха;
скользкий маркетинг. Объявили, что «изобрели» какой-то, прости господи, информационный стиль. Сюда же снова о том, что обещают научить думать, но не учат. Чё-то ещё было, я забыл;
общая бессмысленность. На трёхстах тридцати страницах распинаться по поводу редакторских методик, чтобы на триста тридцать первой написать: главное — вкус и чутьё! И нисколечко не объяснить, что это вообще такое — чутьё. И как мне, пресс-секретарской мартышке, понять, есть оно у меня или нет, а если есть, стоит ли его слушать, или меня после этого сразу уволят без выходного пособия?Нет уж, учиться писать лучше у писателей художественных текстов. Хотя кому некогда или ума пока что не хватает (это дело наживное), тому, наверное, пригодится такой экспресс-вариант. Кстати, есть в «Пиши, сокращай» ещё одно хорошее: авторы в предисловии указали на книги маститых предшественников, которые им помогли написать свою. Ну вот лучше их и читать. А «Пиши, сокращай» оказалась, как я и ожидал, переоценена.
2269