Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июля 2015 г.

    По своему жанру “Тошнота” относится к философскому роману. В нём производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него положения абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.

    Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании. Стиль «Тошноты» тесно связан с общим ходом повествования: в начале он напоминает дневниковые записи обычного человека, затем перерастает в историческую публицистичность, затем приобретает черты обычного художественного стиля (яркого, метафоричного) и заканчивается чёткими философскими положениями, выражающими основные выводы, к которым пришёл главный герой произведения.

    Антуан Рокантен относится к редкому разряду людей, которых влекут за собой порывы собственной души. Он - материально обеспеченный человек, объездивший Центральную Европу, Северную Африку и Дальний Восток - и все ради исторических исследований. Этот человек не связан внутренними-морально этическими нормами, да и в обществе людей не особо нуждается. Точнее, он страдает от невозможности высказаться, но нарушать одиночество он не собирается, как бы им упиваясь. Он называет толпу «трагической», поэтому можно сделать вывод, что Антуан всё-таки ставит себя выше остальных людей; Сартр же отмечает, что Антуан высок, на целую голову возвышается над толпой, смотрит поверх голов. О таком социальном институте, как семья, разумеется, и речи идти не может.
    Исходя из краткого описания главного героя уже можно сделать некоторые выводы об обстоятельствах, отягощающих его существование. Так как Антуан ни к чему не привязан, ему дарована свобода, но эта независимость сдавливает его, усугубляет его одиночество. Свою свободу Антуан Рокантен воспринимает как тяжкое бремя, и ,возможно, что причиной возникновения “тошноты” являлась именно его непривязанность к этому миру, но об этом чуть позже.

    Главный герой может распознавать среди толпы таких же одиноких людей, как и он сам. Самоучка и Анни относятся к ним: первый подошел к книжной полке библиотеки с табличкой “А” и начал постигать мир знаний в алфавитном порядке, вторая же была объектом любви в совсем недалеком прошлом. Эти персонажи играют второстепенную роль, но несмотря на то, что они лишь помогают раскрыть мотивы поведения главного персонажа, они уверенно могут рассматриваться на роль самостоятельных героев.
    Самоучка всячески восхищается своим другом, но Антуан противоположного о нем мнения. Самоучка по своим убеждениям является гуманистом, он с радостью делится с Рокантеном своими мыслями о любви к человеку, но главный герой полагает, что Самоучка воспринимает ценность человеческой жизни как аксиому, т.е. не подвергает ее сомнению. Сартр подобным же образом испытывает на прочность глубоко впитавшиеся в европейскую культуру ценности - любовь, в том числе любовь к ближнему; даже святые, на первый взгляд, отношения детей и родителей, любящих мужчины и женщины Сартр препарирует поистине безжалостно, выставляя на свет божий те скрытые механизмы соперничества, вражды, измены, на которые сторонники романтизации этих отношений предпочитают не обращать внимания. Через слова Антуана “…людей так же невозможно ненавидеть, как невозможно их любить” проблескивается позиция автора, который сокрушает враждебную ему идеологию в финале романа через довольно злую иронию проявления этой самой любви к человеку (внезапное обнаружение педофилических наклонностей Самоучки).
    По мнению критиков, прототип Анни во многом схож с прототипом главного героя, эдакий Антуан в женском обличии. Рокантен упивается воспоминаниями о ней, а его желание вновь увидеть свою бывшую любовь возрастает после приступов тошноты. Но после их долгожданной встречи он видит лишь “скелет Анни”, живущей мертвыми страстями. Как бы это не было пародоксально, но преследуя одну и ту же цель, они лишь отдаляются друг от друга. Анни тоже жаждет человеческой отдушины, но Антуан, не видящий никаких перспектив, перестает видеть смысл в ней настолько же, сколько и она разочаровывается в бывшем любовнике. Антуан жалеет о содеянном, герои расходятся, а его одиночество усугубляется еще сильнее. Антуан после случившегося говорит о себе: «Одинокий и свободный. Но эта свобода несколько смахивает на смерть».

    А теперь, разобрав фабулу произведения, можно вернуться к главной теме романа. Тошнота – это не субъективное чувство, тошнота – это ощущение враждебной действительности, абсурдности и жестокости окружающего мира. Приступы тошноты приключались с Антуаном не в случайно выбранные моменты. Осознание превалирования “телесного я” над “я духовное” – вот причина их возникновения. Иными словами, герой входит в контакт с окружающими его предметами и чувствует их полость, их бессмысленность – и перед ним открывается суровая правда жизни. Предметы в этом мире существуют не по своей воле, но в тоже время они не могут не существовать. Окружающая материальная среда состоит не столько из вещей, сколько из аморфных, болотно-зыбких, прилипчиво-клейких субстанций. Герой романа воспринимает их засилье панически, как страшную угрозу: “на улицы приморского города наползает плотный, вязкий туман, под прикрытием которого вот-вот произойдёт что-то ужасное”, “колышущаяся поверхность воды скрывает от глаз какое-то гнусное чудовище, копошащееся в тине”, даже мягкое сиденье в трамвае внушает отвращение, “словно вздутое брюхо дохлого животного…” Природа у Сартра — не творящая, а поглощающая, она обволакивает человека влажной, грязной поверхностью предметов, не оставляет ему ни малейшего просвета, норовит без остатка растворить в своей холодной, безразмерной утробе. От её агрессии не защищает мягко-податливая, тоже природная оболочка человеческого тела. Тело предательски открыто, проницаемо для природных обменных процессов; об этом говорят навязчивые, демонстративно неблагоприличные мотивы потения, телесных запахов, испражнения, наконец, пресловутой тошноты”.

    Писатель стремится убедительно доказать, что мир не наполнен смыслом, а наше «Я» просто бесцельно. Сартр подчеркивает, что только лишь через акт сознания и выбора, «Я» способно придать миру значение и ценность.
    Существование человека не имеет причин, а следовательно, оно не имеет смысла. Данный тезис Сартра развивается таким образом, что автор приходит к выводу о том, что бытие человека в руках только самого человека. Человек сам создает свою сущность, а следовательно, является собственным творцом своего бытия – ему решать, как поступать далее. Повседневный мир, предлагающий растущему человеку более или менее сбалансированный набор стереотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает полной бесконфликтности развития сознания. Более того, каковы бы ни были морально-психологические выходы, предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их без собственного личного прочувствования и осмысления. Никакая мораль не может помочь ему при принятии решений, ведь существуют ситуации, выходящие за пределы норм поведения; существует также интуитивное чувство, жизненный опыт и логика, но увы, ориентиры или знамения, указывающие верную дорогу, отсутствуют. Человек не по своей воле был заброшен в пустоту, живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, трудно распознаваемыми символами. Человек должен сам решиться на что-либо, следовательно, взять на себя ответственность. Экзистенциализм – это поистине философия мужества, путь к постижению которой очень тернист. Обрести правду человек способен лишь растерзав свой разум отчуждением, горем и отчаянием для переосмысления своего бытия и наполнения им смыслом.

    Антуан находит свою цель в жизни, и, проживая последние строки, буквально пронизанные спокойствием, теплым вечером и запахом будущего дождя, читатель физически ощущает, как напряжение покидает его, тошнота отступает, и приходит чувство гармонии. В этом произведении Сартр очень тесно связывает проблему смысла жизни человека и дуалистический подход к бытию и, собственно, к человеку. Человеческое тело есть, и это легко осознать. Настолько легко, что это осознание становится главенствующим и сквозь это телесное осознание очень сложно осознать себя как вторую, духовную, составляющую человека. В результате этого смысл жизни, по “Тошноте”, можно установить, как осознание своей духовной составляющей и приведение ее в некое равновесное состояние с телесной. Ибо что есть тошнота как не пресыщение телесным осознанием собственного существования и дефицитом духовного осознания?

    Если немного видоизменить изречение французского философа Альбера Камю на свой лад, то получится следующее: “мыслить – значит осозновать свое существование, а творить – проживать существование дважды”. С этим утверждением Сартр согласился, и финал романа есть тому яркое подтверждение.

    4
    103