Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 20 томах. Том 10. Мартин Иден

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    AnastasiyaKazarkina30 июня 2025 г.

    Мертвецу не жить сначала(с)

    Поистине удивительный роман. Жизнеутверждающий и вместе с тем поразительно трагичный.

    И если жизнеутверждение здесь - воплощение великой американской мечты: собственным упорством и титаническими усилиями, веря в себя и свою мечту не сдаться вопреки всем трудностям, выпавшим на долю, подняться с низов к самым звёздам. То трагизм намного глубже банального синдрома предела.

    Мартин Иден, главный герой романа, рано осиротел. И не закончив даже среднюю школу вынужден был пойти работать . Сначала мальчишкой-газетчиком, позже кем придётся, в основном - наниматься матросом. Однако Мартин чувствует в себе тягу к красоте, к искусству литератора.

    Мартин как-то раз спасает молодого человека, который в благодарность приглашает Идена на обед в свой дом, свою семью. Таким вот волшебным образом главный герой попадает вдруг в среду совершенно ему не свойственную. В среду буржуазии.

    Мне очень понравилось, как автор описывает удивление и восхищение героя непривычным ему миром. Лондон обращает внимание читателя на незначительные, казалось бы, детали, но именно они-то и складывают ту основную разницу между людьми бедными и людьми богатыми.

    Автор очень хорошо пишет об огрубении человека бедного. О недостатке в нём и в бедных семьях любви, уважения, тонких чувств, которые упрощаются практически до инстинктов часто не потому, что люди бедные хуже образованы, не воспитаны или эстетически невежественны. Просто у них зачастую нет времени на высокие материи. Ни времени, ни сил. Ибо вся их жизнь поглощена тяжёлым физическим трудом. Трудом рабским, механическим, не требующим мыслительного процесса. Трудом отупляющим, превращающим человека в тягловую скотину. Потому-то, пишет Лондон, этот человек в конце рабочей недели и напивается как скотина.

    Здесь, в этом доме Мартин встречает других людей. Людей, которые в силу своего положения не имеют необходимости тяжко добывать свой хлеб, зато имеют возможность наслаждаться духовными благами жизни. Наполнять свой досуг искусством, музыкой, книгами.

    Эти люди кажутся Мартину идеальными. Кроме того здесь, в этом доме он встречает женщину, абсолютно не похожую на всех ему ранее знакомых женщин. Руфь. Она кажется ему невинным ангелом, утончённым воплощением красоты. Этакая Дантова Беатриче - проводник в божественные пределы.

    Мартин влюбляется. И задаётся целью добиться руки своей возлюбленной. Мартин всерьёз решает стать писателем. Писателем, которого будут печатать, которому будут платить за его работу. Писателем, которому принесёт славу его труд.

    Но Мартину не хватает образования, он косноязычен. Здесь автор тоже очень замечательно показывает столкновение иллюзий представителя высшего света с реалиями представителя низов общества. Руфь говорит Мартину о необходимости учиться, свято не понимая, почему тот учиться не может. Всё банально просто - на обучение нужны деньги, для того, чтобы их добыть, нужно работать. И совершенно невозможно работать рабски и учиться одновременно. Или то или другое. Тогда Мартин начинает заниматься своим образованием самостоятельно.

    Роман "Мартин Иден" автобиографичен. Джек Лондон, как и его герой жил в нищете и добивался своей славы самостоятельно. Наверное именно поэтому настолько ярко и детально описаны о трудности нищего писателя. Голод, отчаяние и бессилие. Чувство одиночества и отверженности, неверие в тебя окружающих, а главное любимых и близких. И титаническое упорство.

    Наконец Иден добивается своего. Но это не приносит ему желаемой радости. Самое отвратительное во всём этом - герой вдруг замечает, что люди высшего света, казавшиеся ему некогда практически олимпийскими богами, мало чем отличаются от привычных ему нищих. Их духовность и образованность - показное. Среди них так же мало действительно стоящих людей, их миром правят те же деньги, только в более крупных размерах. Они так же тщеславны, завистливы и льстивы. Их устремления и радости так же пусты и фальшивы, как и у бедняков, если и не ещё того хуже.

    Слава и достижения не приносят Мартину ничего, кроме боли и разочарования. Он получил желаемое, но потерял веру.

    75
    3,1K