Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Die Butterbrotbriefe

Карстен Себастиан Хенн

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2025 г.

    Феерическая тупость и лютый кринж

    Сразу скажу, изначально я была немного позитивно предвзята к этой книге, потому что она написана немецкоязычным автором, а я как вечная исследовательница немецкого языка, заранее люблю все немецкое. Даже думала, может, в оригинале эту книгу почитать (хахах)... И несмотря на это позитивное предубеждение, книга смогла меня по-настоящему удивить.

    На первый взгляд, название книги кажется очень поэтичным: письма, да еще и на какой-то необычной бумаге. Но стоит лишь задуматься о том, что вощеная бумага - это влагостойкая и жиростойкая бумага, которая предназначена для того, чтобы заворачивать в нее бутерброды, а не писать письма, и все сразу встает на свои места. Писать письма на бумаге, которая в принципе не предназначена для письма - это никому не нужное позерство. Так вот вся эта книга - это огромное письмо на вощеной бумаге - никому не нужное позерство.

    Главной героине книги Кати Вальдштайн уже почти сорок лет, ее мать умирает, и теперь ее вроде как ничто больше не держит в ее родном маленьком городке. Но прежде чем покинуть место, в котором она прожила столько десятков лет, Кати хочет основательно со всеми попрощаться. При этом, основательно - это, скорее, в плохом смысле: каждому, кто хоть как-то проходил мимо ее жизни, Кати пишет письмо, а потом зачитывает его адресату вслух, наконец выражая все, о чем молчала почти четыре десятка лет.

    В принципе, это очень интересная задумка: человек столько лет занимался терпильством, а теперь наконец решил сказать все. Но как же это нелепо воплощено - Кати начала с самого детства и припомнила всех от подружки из детского сада до водителя автобуса, который не стал дожидаться ее на остановке. При этом, Кати занимается этим уже довольно давно - весь городок знает, что Кати устраивает публичные порки, и иные знакомые от нее шарахаются. Какую же надо иметь хорошую память, чтобы помнить всех людей, которые насолили тебе за 40 лет твоей жизни, и сколько же надо иметь свободного времени, чтобы его было не жалко тратить на это выговаривание. В общем, Кати занимается ужасным позерством.

    И к сожалению, не одна она. Второй главный персонаж книги - мужчина по имени Северин. Он бездомный, и Кати впервые встречает его, когда, занимаясь благотворительностью, стрижет бездомных на городской ярмарке. В их первую встречу Кати принимает Северина за немого, потому что, несмотря на то, что она его стрижет, он не говорит ей ни слова. Упустив возможность нормально познакомиться, Северин выслеживает Кати и в их вторую встречу все-таки делает над собой усилие, чтобы поговорить с ней. Разговоры у них примерно в таком стиле:


    — Я Кати Вальдштайн, а вы?
    Мужчина заколебался и склонил голову:
    — У меня нет имени.
    — У каждого есть имя.
    — Мне оно уже не нужно. Для большинства людей я "Эй ты" или "Эй, парень в смешной жилетке".
    — И вам этого достаточно?
    Безымянный пожал плечами.
    — Имя мне ни к чему. Но если вы хотите дать мне какое-то, я готов его принять.

    О боже, загадочный бездомный и безымянный мужик - как это романтично (нет). На самом деле, звездобол классический, и имя у него есть - на третьей встрече он-таки снизойдет до того, чтобы его сказать.

    Кати и Северин - два безмозглых эгоистичных идиота, которые в полной мере заслуживают друг друга. Но переживать за них и их отношения просто невозможно. Если Кати просто задалбывает окружающих своими претензиями, то Северин настолько тупой и безответственный инфантил, что хуже даже придумать сложно.

    Из-за своей дурости чувак не досмотрел за своей же дочерью и малышка потеряла слух на одно ухо. Взрослый мужик закрыл ребенка в машине и ушел на неопределенный период времени! Когда его жена в полном отчаянии абсолютно справедливо сказала ему, что лучше бы его не было в их с дочерью жизни, вместо того чтобы по-человечески развестись, он просто исчезает - идет скитаться по улицам и жить жизнью бездомного. А жена остается одна с увечным ребенком на руках и с мужем в статусе "безвестно отсутствующий".

    Конечно, не подумайте, что Северин хотел так наказать жену, вовсе нет! Это он типа себя хотел наказать. Господи, какое ничтожество.

    Интересно, что проблема этой книги даже не только в двух главных персонажах. Весь сюжет пропитан какой-то несусветной дуростью. Очень многие персонажи этой книги, как один, ведут себя глупо и омерзительно. Самый яркий пример - родители Кати: отец, который в один момент перестал любить дочь, и мать, которая намеренно портила ей жизнь.

    Отец Кати очень любил ее до восьми лет: играл с ней, пел песни и снимал на камеру. А потом разлюбил, запил и в конечном итоге спьяну насмерть замерз в сугробе, и его тело нашла его уже нелюбимая дочь. Омерзительно, правда? Совершенно.

    Но мать Кати смогла переплюнуть и это. Когда-то по молодости, будучи замужем за отцом Кати, она переспала с братом отца Кати и забеременела Кати. Когда Кати было восемь лет, ее отец узнал об этом и, собственно поэтому любовь к дочери закончилась. А сама Кати узнала о том, что ее отец - это дядя, а дядя - это отец, в свои почти сорок лет. И мать ее всю жизнь гнобила, потому что считала своей ошибкой. Вау, какой же кошмар.

    Вообще это такая удивительная особенность этой книги: ты думаешь, что хуже уже некуда, но тут происходит что-то такое, что во много раз хуже, чем предыдущее "хуже некуда". В этом смысле в фантазии автору не откажешь.

    Помимо того, что сюжет книги - это лютый бред, так она еще и написана пафосным языком и переполнена псевдофилософскими пассажами типа вот такого:


    — Вы продаете не страхование жизни.
    — Что вы имеете в виду?
    — Страхование от пожара покрывает ущерб, причиненный пожаром. Страхование от удара молнии покрывает ущерб, вызванный ударом молнии, то же самое касается наводнения и кражи.
    — Да, и что?
    — Вы продаете не страхование жизни, а страхование от смерти. Но поскольку это неприятно звучит, его стали называть по-другому. Так создается впечатление, что можно застраховать самое ценное, что у нас есть, — нашу жизнь. Но ее застраховать невозможно. — Его голос стал хрупким, как тонкий фарфор. — Ущерб от смерти невосполним, никакие деньги его не покроют. Есть вещи, которые нельзя застраховать.

    О боже мой, какая потрясающая, оригинальная мысль! И в книге такая галиматья попадается через страницу.

    В общем, при всем кредите доверия, который у меня был к этой книге, я была в полном восторге от того, как это плохо. Мне кажется, такой-то бред и нарочно написать сложно, а вот у Себастьяна Хенна получилось случайно - это действительно не может не вызывать восхищения.

    Так и хочется пошутить, что Кати писала письма на бумаге, которая предназначена для упаковывания бутербродов, а читатели Карстена Хенна могут спокойно использовать бумагу, на которой напечатана его книга, для заворачивания бутербродов.

    15
    248