Рецензия на книгу
Сны Симоны Машар
Бертольд Брехт, Лион Фейхтвангер
Аноним29 июня 2025 г.Четыре сна Симоны Машар.
Так уже не пишут. Не пишут давно и упорно. Особенно в России. Тем более такие пьесы не ставят. Особенно в России.
Здесь можно только восхищаться талантом драматурга, а точнее двух великих немецких писателей Бертольда Брехта и Лиона Фейхтвангера. За абсолютно простой и понятной историей, практически бытовой, стоят великие смыслы. Темы патриотизма и коллаборационизма, противостояние социальных слоев, национального предательства и национальной трагедии, сопротивление и пособничества врагу.
Маленькая девочка по имени Симона после прочтения книги об Орлеанской Деве, уподобляет себя ей. И пытается хоть как-то противостоять немецкой оккупации. Но она одна.
Диалоги персонажей не перегружены пафосом, всё говорится простыми словами. Но постепенно возникает атмосфера, состояние, в которых разворачивается реальная трагедия Симоны и Франции. В пьесе нет ничего героического, практически все персонажи на одном уровне. Нет и откровенных злодеев. Это обыденность зла. Ни хозяин гостиницы, ни его мать, ни немецкий офицер не делают ничего что можно квалифицировать как чистое зло. Их поступки повседневны и в разное время действия кажутся либо подлыми, либо благородными. Но благородство фальшивое, а подлость изощрённая.
Образ Симоны, это образ нарождающейся новой Франции, которая вопреки увещеваниям маршала Петена все же оказывала сопротивление. Но и потом эта Франция была заклеймлена и предана. А Симона Машар была отправлена в сумасшедший дом.
Не четыре сна, где она предстает Жанной Д'Арк, а окружающие ее люди историческими персонажами того времени, не становяться отдельными или вставными эпизодами пьесы. Они продолжают и развивают драматургическое действие. И это тоже мастерство драматургов.
Брехт и Фейхтвангер написали острую социальную, антифашистскую, антиклерикальную драму. Такой драматургии сейчас нет. Увы.1058