Рецензия на книгу
Дао дэ цзин
Лао Цзы
LiveAlex29 июня 2025 г.Живем мы что-то без азарта!.. (философское Дао)
Это авторская книга, автор которой вовсе не Лао-цзы, как можно подумать, судя по названию. Здесь важен не столько сам канон, вынесенный в заглавие, сколько его философская интерпретация автором. Достойная своего прочтения. И автор - Иван Иванович Семененко, филолог, доцент МГУ, и в душе явно философ. Читалось долго... Поначалу было, хоть и интересно, но тяжеловато. Бездоказательные (текстом канона) и подвешенные в воздухе философские размышления (тем более с примесью диалектики и излишней нумерологии) определенно утомляют, несмотря на то, что автор не боится увидеть мироустройство по Лао-цзы. Но все эти переливания из пустого в порожнее (очень кстати, кстати, подходящее случаю сравнение) совсем не убедительны. Скажем своего коллегу А. Маслова автор убедить не смог. Меня убедить легче, наши помыслы близки. Точных попаданий у автора хватает, и это лучше, чем ничего (как у Маслова Загадки, тайны и коды "Дао дэ цзина" ). И, как человек мыслящий, автор и читателя наводит на мысли весьма эффективно! И чем дальше, тем больше выявлялось сходство с онтологией определенности, суть которой проста и понятна: есть целое, есть его части, и есть то, что их объединяет, разделяя - пустота, не важно, большая или маленькая. У Семененко определенность называется "лиминальной (пороговой) единицей" - это и есть смутное и загадочное дао. В онтологии определенности всё понятнее: первая определенность - это пустота, то, что разделяет, соединяя. В сущности эта книга - ценный современный философский труд, читать его непросто, но есть ради чего (чаще бывает, что непросто, но внутри пустышка).
Плотность смыслов здесь огромная (бывает как раз наоборот) - именно поэтому читать лучше не торопясь. Каждая страница - это повод для глубокого вникания, поэтому могу посоветовать эту книгу только опытным читателям философских трудов. Остальные скорее всего просто пролистают главные страницы... Автор явно не бежит философии. Упоминает Хайдеггера, Лосева, Бердяева, Лосского, Карла Юнга, Флоренского. Таких авторов "просто филологи" не читают. Вот и Лао-цзы для него - такой же философ. Общее направление книги - это конечно же не даосизм, а лаоизм, что и выделено в названии. Признаюсь честно, мне эта книга принесла огромную пользу как философу! Стоило перечитать несколько книг о "Дао дэ цзин", чтобы найти, наконец, эту!
PS. Во второй части книги приводятся статьи о каноне различных известных деятелей (Толстого, Соловьева, Швейцера, Гессе, Ясперса).
16388