Рецензия на книгу
Настоящие мемуары гейши
Минеко Ивасаки, Рэнд Браун
Аноним29 июня 2025 г.«Мидзуагэ» или как двойственность понятий повлияло на умы человечества…
Одно слово, принесшее гейшам столько проблем.
Но сначала давайте о самой книге. Слог простой, читабельный, понятный. Сложности возникали лишь при прочтении японских названий, терминов, имен. Минэко довольно много и долго рассказывает о своем становлении в профессии. Большой пласт текста посвящается ее юности, но о взрослой Минэко мы узнаем лишь на последних страницах книги, что прискорбно, ведь мне бы хотелось, чтобы каждый этап ее биографии занимал равноправное место в тексте. Помимо этого, мне не совсем понятен ход с таким дотошным, даже скрупулёзным описанием кимоно гейши... Это было уместно в первый раз, когда нам поясняли о том, какое место в жизни занимает данное одеяние: что это практически вторая кожа или же визитная карточка личности самой гейши. Однако затем, опуская все интересные факты о кимано, мы опять сталкиваемся с описанием узоров, нитей, тканей и так далее. Лично мне как обывателю, а не почитателю японской культуры или профессору искусствоведу, хватило бы обычных сухих фактов и приложенных к ним фото.
Благодаря этой книги, я узнала много интересных и шокирующих для меня фактов, например, что будущую атотори (наследницу дома окия) обязательно удочеряют и удостаивают имени дома окия, по факту, заставляя ее отказаться от всего, что ее связывало с настоящей семьей вплоть до имени данной родителями и соответственно фамилии (если что, об этом идет речь в самом начале книги, поэтому не сочтите за спойлер). Также в моем издании книги — «Бомбора Story. Лучшее в покете» — в конце представлены вопросы для книжного клуба, на которые было интересно отвечать и тем самым, уложить в своей голове всю информацию о прочитанном, даже без всякого членства в этом же книжном клубе.
Жизнь Минэко и гейши в целом достаточно спорная для современного человека, не проживающего непосредственно в Японии. Как будто бы после прочитаного и осмысленного, закрадывается впечатление, что быть гейшей - это буквально отдать себя в рабство (?), причем стоит уточнить, что это применимо исключительно к тем, кто становится ататори, а затем уже и владелицей/представителем дома окия. Ведь, как оказалось, есть гейши, работающие по найму, если можно так сказать, заключая договор с работодателем, который никак особо не влияет на частную жизнь девушки за пределами дома. В случае Минэко - это целый блок жизни, почти что сама жизнь, а не работа.
И теперь к самому главному из-за чего гейш часто сравнивают или думают о них как о женщинах легкого поведения — церемония мидзуагэ. Вот из-за чего весь сыр-бор: дело в том, что когда майко (танцующая девочка) взрослеет и достигает достаточного уровня мастерства и опыта, чтобы перейти на новый уровень, то есть стать полноправной гейшей, проводится церемония мидзуагэ. Она состоит в том, что майко официально меняет свою прическу с варэсинобу на офуку, в том числе и своё одеяние, в частности воротничок (об этом подробнее в книге). Можно сказать, что после этого перехода она теряет свою невинность (читать как наивность, детскость, короче говоря, становится взрослой с профессиональной точки зрения).
Помимо этого, у эскортниц в Японии есть подобная церемония с таким же названием, но оно обозначает буквально то, что и подразумевает — девушка продает свою девственность клиенту — можно сказать тоже теряет невинность, но в физическом, а не духовном плане, в отличие от девушек, занимающихся познанием древнего искусства танца и музыки. Как-то так. На мой взгляд, это одна из самых главных, но не единственных причин, по которым «деятелям искусства»приписывают сравнение с жениными легкого поведения (об остальных сомнительным моментах сможете узнать в книге).
4368