Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Настоящие мемуары гейши

Минеко Ивасаки, Рэнд Браун

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2025 г.

    «Мидзуагэ» или как двойственность понятий повлияло на умы человечества…

    Одно слово, принесшее гейшам столько проблем.


    Но сначала давайте о самой книге. Слог простой, читабельный, понятный. Сложности возникали лишь при прочтении японских названий, терминов, имен. Минэко довольно много и долго рассказывает о своем становлении в профессии. Большой пласт текста посвящается ее юности, но о взрослой Минэко мы узнаем лишь на последних страницах книги, что прискорбно, ведь мне бы хотелось, чтобы каждый этап ее биографии занимал равноправное место в тексте. Помимо этого, мне не совсем понятен ход с таким дотошным, даже скрупулёзным описанием кимоно гейши... Это было уместно в первый раз, когда нам поясняли о том, какое место в жизни занимает данное одеяние: что это практически вторая кожа или же визитная карточка личности самой гейши. Однако затем, опуская все интересные факты о кимано, мы опять сталкиваемся с описанием узоров, нитей, тканей и так далее. Лично мне как обывателю, а не почитателю японской культуры или профессору искусствоведу, хватило бы обычных сухих фактов и приложенных к ним фото.


    Благодаря этой книги, я узнала много интересных и шокирующих для меня фактов, например, что будущую атотори (наследницу дома окия) обязательно удочеряют и удостаивают имени дома окия, по факту, заставляя ее отказаться от всего, что ее связывало с настоящей семьей вплоть до имени данной родителями и соответственно фамилии (если что, об этом идет речь в самом начале книги, поэтому не сочтите за спойлер). Также в моем издании книги — «Бомбора Story. Лучшее в покете» — в конце представлены вопросы для книжного клуба, на которые было интересно отвечать и тем самым, уложить в своей голове всю информацию о прочитанном, даже без всякого членства в этом же книжном клубе. 


    Жизнь Минэко и гейши в целом достаточно спорная для современного человека, не проживающего непосредственно в Японии. Как будто бы после прочитаного и осмысленного, закрадывается впечатление, что быть гейшей - это буквально отдать себя в рабство (?), причем стоит уточнить, что это применимо исключительно к тем, кто становится ататори, а затем уже и владелицей/представителем дома окия. Ведь, как оказалось, есть гейши, работающие по найму, если можно так сказать, заключая договор с работодателем, который никак особо не влияет на частную жизнь девушки за пределами дома. В случае Минэко - это целый блок жизни, почти что сама жизнь, а не работа.


    И теперь к самому главному из-за чего гейш часто сравнивают или думают о них как о женщинах легкого поведения —  церемония мидзуагэ. Вот из-за чего весь сыр-бор: дело в том, что когда майко (танцующая девочка) взрослеет и достигает достаточного уровня мастерства и опыта, чтобы перейти на новый уровень, то есть стать полноправной гейшей, проводится церемония мидзуагэ. Она состоит в том, что майко официально меняет свою прическу с варэсинобу на офуку, в том числе и своё одеяние, в частности воротничок (об этом подробнее в книге). Можно сказать, что после этого перехода она теряет свою невинность (читать как наивность, детскость, короче говоря, становится взрослой с профессиональной точки зрения).


    Помимо этого, у эскортниц в Японии есть подобная церемония с таким же названием, но оно обозначает буквально то, что и подразумевает — девушка продает свою девственность клиенту — можно сказать тоже теряет невинность, но в физическом, а не духовном плане, в отличие от девушек, занимающихся познанием древнего искусства танца и музыки. Как-то так. На мой взгляд, это одна из самых главных, но не единственных причин, по которым «деятелям искусства»приписывают сравнение с жениными легкого поведения (об остальных сомнительным моментах сможете узнать в книге).


    4
    368