Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2025 г.

    Ну вот и мне посчастливилось прочитать эпичное произведение Чайна Мьевиля «Вокзал потерянных снов». И, честно говоря, после перелистывания последней страницы я испытал крайне противоречивые чувства. Солидный роман объемом 800 страниц содержал, как оказалось, огромное количество сюжетных нестыковок, оборванных линий, занудных описаний, и, в придачу ко всему этому, невнятный смазанный финал. И вместе с тем книга непостижимым образом притягивает к себе, гипнотизирует, прямо как один из главных антагонистов повествования, и заставляет вновь и вновь мысленно возвращаться в причудливый и разноликий мир «Вокзала…».

    Жанровую принадлежность романа определить довольно сложно. Это некая смесь темного фэнтези со стим-панком, но здесь, слава Богу, нет набивших оскомину чопорных эльфов, гопников-гномов и прочих многомудрых магов, от которых изрядно подташнивает еще со времен Толкиена (при всем уважении к последнему). Зато вниманию взыскательного читателя предлагаются люди-жуки, люди-птицы и даже люди-кактусы. Добавьте сюда еще водяных, могущих лепить из жидкости всякие статуэтки и прокапывать в реках сухопутные каналы, а также спонтанно где-то в недрах паровых машин зародившийся искусственный разум — и вы получите отдаленное представление о населении огромного, беспорядочного, зловонного и отталкивающего мегаполиса Нью-Кробюзон, который является одним из действующих лиц романа и где разворачиваются основные события.

    Автор не стесняется в натуралистических описаниях, будь то рассказ о городских канализациях или откровенная сцена межрасового секса. Делает он это вполне профессионально, поэтому для читателей слабонервных или брезгливых знакомство с романом не всегда будет приятным. При этом само по себе повествование довольное неспешное, а основной конфликт начинает проявлять себя примерно во второй трети книги. Книга вообще изобилует описаниями, ведь город, как я уже говорил выше, тоже является героем романа, и автор не пожалел чернил, чтобы в красках донести до читателя особенности того или иного района города или нюансы жизни той или иной расы.

    Но если вам удалось добраться до основной сюжетной линии, то вы уже вполне ощущаете себя своим среди жителей Нью-Кробюзона, вы сочувствуете главным героям и изо всех сил желаете им скорейшей победы над жутким, непобедимым антагонистом, образ которого Мьевиль будто соткал из самых сочных ночных кошмаров. Для борьбы с безжалостным врагом население Нью-Кробюзона обращается даже к посланнику Ада (да, и такие там есть), а также к потустороннему, живущему в иных измерениях и иных логиках существу по имени Ткач.

    Огромный, густонаселенный и разношерстный мир Нью-Кробюзона непостижимым образом не производит впечатление наспех сшитого лоскутного одеяла. Несмотря на обилие рас и форм жизни он вполне гармоничен, он живет и дышит своими, прямо скажем, не самыми приятными ароматами. Идей, которых от души понапихал в книгу автор, с лихвой хватило бы на несколько томов. Но, к сожалению, хоть «Вокзал…» и является первой книгой трилогии, остальные два произведения связаны лишь общим миром, но никак не сюжетной линией или главными героями. Хотя кто знает, сейчас я по горячим следам принялся за вторую книгу, «Шрам», возможно, в ней некоторые авторские задумки получат свое логичное развитие.

    Во время прочтения я долго думал, что же мне напоминает вот это безумное, но гармоничное нагромождение образов, и в конце концов понял. Тетралогия «Гиперион» Дэна Симмонса. Нет, я не сошел с ума, сравнивая фантастическую космооперу с темным стимпанком. Конечно, у Симмонса мир развит гораздо лучше, и сюжетная линия прописана четче, и все боковые ответвления сюжета логично завершены (хотя тут можно конечно подискутировать, но сейчас не об этом). Но если сравнивать размах замысла, то Нью-Кробюзон вполне может соперничать со вселенной Гипериона.

    Теперь что касается финала. Действительно, поначалу он показался мне невнятным и смазанным. Но, немного поразмыслив, я задал себе вопрос — а как могло закончиться по-другому? В этом преступном, насквозь прогнившем мегаполисе, где вчерашние герои легко свергаются с пьедестала, а мафиозные боссы тесно сотрудничают с высшей властью… наверное, такой финал вполне закономерен. Так же не могу не отметить сюжетную линию человека-птицы. Моральный выбор, который ставит Мьевиль в самом конце и перед главным героем, и, опосредованно, перед читателем — достоин всяческих похвал.

    Кому не понравится: любителям привычных понятных жанров, брезгливым читателям, людям, привыкшим к динамическому повествованию с минимумом описаний, тем, кто ждет мощного феерического финала.

    Кому понравится: тем, кто готов созерцать изнанку жизни, какой бы она ни была, любителям парадоксальных необычных миров, читателям, не боящихся легкого философского флера и поднятия «неудобных» вопросов, зачастую остающихся без ответа.

    5
    530