Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним29 июня 2025 г.Заблуждение, которое помогло
Каким-то образом у меня получилось перепутать Моэма и Моруа. Я думала, что начинаю читать француза, а читала англичанина. Это как спутать Моне и Мане: буквы почти схожи, но стиль абсолютно разный.
Это было не последнее мое заблуждение. Я думала, что Моэм — писатель 19 века. Оказалось, что в романе «Театр» описывается золотое время 20 века 20-30-х годов. Обожаю читать про это время, от него веет беззаботностью и непревзойденной золотой легкостью.
С Моэмом я встречаюсь впервые. Я осталась под впечатлением от легкого слога автора. Я наслаждалась, пока передвигалась по его плавным волнам повествования.
Главная героиня книги, Джулия, — актриса 46 лет. Она очень востребована, богата, играет только в театре. Она замужем за своим антрепренером Майклом, который тоже актер театра, хотя и посредственный. У них есть сын, который готовится выпорхнуть во взрослую жизнь.
Джулия окружена мужчинами. Ее муж, с которым у них прочные отношения. Любви нет, но они уважают и дорожат друг другом. Давний воздыхатель, который подпитывает ее знания в искусстве. И даже есть молодой любовник, почти ровесник ее сына.
Все мужчины здесь — фон. Джулия про них всегда говорит:
>Бедный ягненочек!Но роман не про мужчин и даже не про любовь, влюбленность, адюльтер. Роман про Джулию и про театр. Про искусство показывать себя, казаться и быть настоящей.
Ты не понимаешь одного: актерская игра не жизнь, это искусство, искусство же – то, что ты сам творишь. Настоящее горе уродливо; задача актера — представить его не только правдиво, но и красиво. Если бы я действительно умирала, как умираю в полудюжине пьес, думаешь, меня заботило бы, достаточно ли изящны мои жесты и слышны ли мои бессвязные слова в последнем ряду галерки? Коль это подделка, то не больше, чем соната Бетховена, и я такой же шарлатан, как пианист, который играет ее.Говорят, что хорош тот актёр, кто может сыграть эмоции, которые никогда не испытывал, так, что зритель ему поверит.
Но как можно сыграть всепоглощающую любовь, печаль расставания, муки ревности, если никогда их не испытывал? Это возможно. Но что случается, когда человек их испытал и выражает все через игру на сцене? Он производит фурор и играет так, как никогда в жизни.
А может, именно реальность все портит? Ведь сцена — это не реальность. В искусстве реальность часто бывает скушна, от неё веет пошлостью, фальшью. Это утрировано и переиграно. Реально выглядеть на сцене, звучать убедительно — не значит быть так как в реальной жизни.
Теперь Джулия понимала, почему весной играла так плохо, что Майкл предпочел снять пьесу и закрыть театр. Это произошло из-за того, что она на самом деле испытывала те чувства, которые должна была изображать. От этого мало проку. Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их.Джулия заблуждалась, но она нашла в себе силы признать свои ошибки. Она остановилась, отошла назад и притаилась. Она взглянула на свои промахи под новым углом. Актриса есть актриса. А если актриса великолепна, то тогда о чем говорить?
Джулия готовила свою роль. Она не то чтобы сознательно лепила персонаж, который должна была играть. У нее был дар влезть, так сказать, в шкуру своей героини, она начинала думать ее мыслями и чувствовать ее чувствами. Интуиция подсказывала Джулии сотни мелких штрихов, которые потом поражали зрителей своей правдивостью, но когда Джулию спрашивали, откуда она их взяла, она не могла ответить.История без драмы. Джулия эмоциональная, страстная натура. Но у неё холодная голова, поэтому нас не ждёт история в стиле госпожи Бовари. Взрослая женщина решает взрослые проблемы по-взрослому. Так бы я описала главную героиню. И делает она это всегда играючи. Даже в жизни она всегда на сцене.
Сомерсет Моэм поставил перед собой сложную задачу и блестяще с ней справился. Какую задачу? Написать про непроблемного персонажа так, чтобы это было интересно читать. Здесь нет трагедии, бесконечных американских горок. Но здесь есть игра, игра как в жизни. И она поистине великолепна.
17431