Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как взбесить Анубиса!

Мария Милюкова

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июня 2025 г.

    Мы - боги, и нам решать...

    Ещё в школьные годы меня увлекала мифология стран Древнего мира – Греции, Рима и Египта. Но так уж вышло, что больше читала про эллинских, древнеримских богов и их похождения, а вот про пантеон Та-Кемета знала мало. Так что я очень обрадовалась, когда наткнулась на эту книгу.

    История начинается с суда в Зале Двух Истин, проводимого с участием неожиданно умершего на собственной свадьбе человека. Он, прежде бывший писцом, умудрился в своё завещание включить, чтоб его новоиспечённую молодую жену замуровали в саркофаге с его телом,


    чтобы он мог насладиться ею после смерти.

    Вот только на суде этой девы не было... Вместо неё в Чертогах Осириса оказалась другая душа. И именно Анубису предстояло выяснить, как же так получилось. Потому, что его задачей, одной из..., было удерживать равновесие.

    Бог мумификации оказался довольно вспыльчивым, убеждённым, что его жрецы-ученики


    не развиваются без давления,

    и поэтому бог мудрости Атум (впервые встречаю его среди древнеегипетских божеств, к слову) предложил спор. По условиям пари Анубис в течение четырнадцати дней должен быть милым и спокойным, не срываться ни на одном из людей, или согласиться, что он – никудышный учитель, раз не считает, что


    информация, поданная спокойным тоном, снижает стресс и запоминается лучше.

    А в качестве выигрыша победитель выбирает что-то, принадлежащее проигравшему.

    Уж не знаю, что именно сподвигло бога с маской шакала согласиться... Хотя нет, знаю.

    Атум, этот гигант, способный спокойно, без прищуривания, смотреть на яркое Та-Кеметское солнце, который, в противовес Анубису, олицетворял жизнь; чьи непрошенные советы бог мумификации был готов терпеть,


    никогда и ничего не делал просто так, им двигал только холодный расчёт.

    Да и сложно, наверное, устоять, когда тебе прямо заявляют, что


    твои эмоции управляют тобой, и ты не в силах с ними совладать.

    Меня бы такое зацепило и захотелось – чисто из принципа – доказать обратное.

    Ну а главная героиня – Табия, что переводится как “талантливая” чаще всего. И девушка эта воистину талантливо попадает в неприятности и огребает одна за всех. Но при этом не робкого десятка и остра на язык. Она стала новой служанкой Анубиса. И с самого прихода в его покои попыталась вывести из себя. Даже просовывала свой нос туда, куда женщинам вход был закрыт – в залы, где священнодействует бог со своими жрецами, подготавливая умерших к дальнейшему путешествию: нарезает полотна, смешивает бальзамы и благовония, распределяет внутренние органы по канопам. Лёгкие, печень, желудок, кишечник – каждый в свой сосуд, сердце понадобится в другом месте, ну а мозг – мусор.

    Общение Табии и Анубиса – невероятно искромётное! Я не единожды хохотала в голос, читая их диалоги, особенно те, что происходили в начале. Это ж надо было умудриться процесс мумификации описать вкратце словами:


    Тут делов-то – раздеть, смочить да засунуть!

    И не только лишь я улыбалась и хохотала над её репликами: Анубис и сам не всегда сдерживался.

    Взаимодействие главных героев – воистину комедия положений. Обычно не люблю такое в книгах, но читая, я действительно наслаждалась. Табия, вынужденная выбесить самого Анубиса, порой отжигала так, у меня аж дыхание замирало – во фантазия у девы! Девушка буквально приклеилась к богу, ни перед кем не снимающему свою шакалью маску. Несладко ей было осознавать, что она таскает за собой свою смерть до первого удобного случая: как серьёзный и ответственный страж весов на суде Осириса отреагирует на очередную фразу или выходку возмутительницы своего порядка? Насколько пошатнётся равновесие?.. И как выбраться из той или иной ситуации?..


    Ох уж этот Атум, тот ещё трикстер всей истории. Временами я с удивлением замечала в себе некую схожесть с ним. Например в том, что он лишён эмоций, потому что божество мудрости.


    А от знаний голова пухнет и не остаётся места для других эмоций, обычных человеческих чувств.

    У меня тоже разум превалирует над чувствами, не единожды слышала упрёки в безэмоциональности. И это оказалось неожиданно: обычно читатели ассоциируют себя с главными героями.
    Но всё же приятно ощутить себя воплощением бога мудрости.

    Авторы довольно подробно описали природу, быт и ритуалы Древнего Египта, использовали подходящие эпохе названия, но не перегрузили ими текст. Это помогло мысленно окунуться в то время, проникнуться духом, насладиться видами городов и убранств покоев, что принадлежали Анубису, Атуму, нечасто появляющейся Бастет. А ещё до холодных мурашек меня довело описание эмоций умершего в начале истории человека, в жар бросило от описания прекрасной Та-Кеметской ночи. Ухх, браво дуэту Марии Милюковой и Саши Верес.

    Для меня, правда, в этой истории остался неясным один момент. К сюжету он отношения не имеет, но имеет к мифологии: неужто боги Та-Кемета преспокойно разгуливали среди простых смертных? Память подсказывает только то, что обычно они “выбирали свои воплощения на земле” – фараонов там, например, либо верховных жрецов... Нужно будет на эту тему почитать более специализированную литературу, а художественные произведения имеют право на вольное интерпретирование. Недаром даже авторы предупреждают в начале:


    Эта история бездоказательна и ничем не подтверждена, но и опровергающих фактов вы тоже не найдёте, – пески давно поглотили правду и очень неохотно раскрывают тайны археологам.

    Вплетённые авторами в текст элементы нашего времени, что встречаются в поведении и речи героев, из-за несоответствия эпохе эффектно создают ощущение осознанного авторского стиля для придания юморности происходящему.

    Да, история о том, «Как взбесить Анубиса» не только полна юмора, но и богата на философские мысли. Она сподвигает взглянуть на привычные вещи под другим углом и задуматься над темами, которые ранее обходились стороной.

    58
    61