Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним20 июля 2015 г.Теракт это всегда ужасно. Это всегда глупые смерти случайных людей. Это всегда трогает, даже если это случилось не с твоими знакомыми, не в твоем городе, не в твоей стране. Но это случилось с людьми, такими же как ты. Просто в этот раз им повезло меньше.
Книги, затрагивающие темы реально произошедших катастроф всегда тяжело читать. Тяжело выходить из своей зоны комфорта, из своего состояния спокойствия. Трудно погружаться в чужое горе, чужой страх, бессилие и тоску, когда и свои проблемы наваливаются со всех сторон. Но ты читаешь с интересом, хоть он и кажется тебе ненормальным. С ужасом пытаешься представить себя то на месте тех, кто оказался в ловушке горящих зданий, то тех, кто выжил сам, но потерял близких, и тут же одергиваешь свои мысли - нет, Господи, не дай Бог оказаться кем-то из них!Оскару не повезло. Его отец, которого он любил больше всех, погиб 11 сентября. Оскар тяжело переживает потерю, переживает так, как может. Он растерян и напуган, он отказывается понимать некоторые вещи. Думает, что только он все еще переживает и грустит об отце.
Я не мог понять, почему мне требуется профессиональная помощь: я считал, что у человека должны быть гири на сердце, когда у него умирает папа, и что если у человека нет гирь на сердце, тогда ему нужна помощь.Оскар прячет от матери последние сообщения от отца на автоответчике. Он часто вспоминает его и думает, что бы сказал папа в тот или иной момент. Он находит непонятный конверт с одним словом "Black" и ключом внутри. Что открывает этот ключ? Что означает слово "Black"? Цвет, фамилию или название чего-нибудь? Что отец хотел сказать этим посланием? Оскар пытается отгадать, чтобы хоть так продлить свою связь с погибшим отцом.
Помимо рассказа Оскара о поисках замка для загадочного ключа, книга наполнена чужими воспоминаниями. Эти воспоминания странные, довольно откровенные, сумбурно написанные и оттого не всегда мне понятные. Поток мыслей, слов. Я не люблю подобное постмодернистское повествование с недомолвками, с безумными словесными оборотами, со странным поведением людей. Такой литературный прием усиливает эмоциональное воздействие, порой лучше и правильнее передает состояние персонажей, но все-равно мне не нравится. И, пожалуй, это единственное, что затрудняло мое чтение.
Отдельных слов заслуживает сама книга. Материальная книга. Ее надо читать именно в бумаге, чтобы почувствовать себя чуть ближе к этой истории. Читаешь про альбом "Всякая всячина, которая со мной приключилась" и тут же по соседству видишь те картинки, которые разместил там Оскар. Читаешь про канцелярский магазин, и листы, на которых покупатели проверят цвет ручек - вот они, эти листы, все в ничего не значащих надписях. И так по всему тексту: картинки, фотографии, разные шрифты, кегли, обведенные красным слова, зачеркивания, курсив, пустоты и письма. Каждый непривычный графический элемент вселяет в книгу кусочек души.
2184