Рецензия на книгу
Гарри Поттер и философский камень
Джоан Роулинг
reader-453061928 июня 2025 г.От восторженного начала к сдержанной концовке.
Читать на английском полезно. Открывается простор для языковой игры. На мой взгляд самая интересная игра слов которая имеется а английском и потеряна в русском это erased - desare. В русском она просто отзеркалена, что идея тоже интересная сама зеркальность в слове, а там полиндром. Некоторые имена собственные рождают приятное чувство при удаче вспомнить имя в русском переводе. Кароста, Букля не сразу и вспомнишь эти имена.
Нейросеть неожиданно для меня на просьбу выдать писателей стилистически похожих на Диккенса выдала в том числе и Джоан Роулинг. Хотя бы за Невилла Долгопупса, за затейливые заклинания и прочие игры с текстом. И по началу чтение захватывает. Очевидно, что Дурслей и начальную сценарную арку автор продумала отлично. Семейство Дурслей прописано отлично. Как типичные маглы они очень хорошо раскрыты. Поначалу в книге имеются описания. Особенно ярко прописаны сцены когда Гарри И Хагрид попадают в "Как-там котле". Первые сто страниц великолепны. Каждый герой прописан там хорошо, есть описание и атмосфера.
По мере продвижения по тексту описания и создание атмосферы чуть провисают в угоду повествовательному темпу и сюжету. Надо признать, что описательно и атмосферно Гарри Поттер очень хорош. Но когда остается только сюжет, то вскрывается большая схематичность героев. И если основные герои прописаны. То вся остальная массовка, просто массовка. Например в книге есть целый факультет - Ravenclaw, это типичные статисты. Они всегда будут 3-4, сюжетно нужны просто создать суету и шум на фоне. Сюжетно Гарри Поттер на самом деле интересный герой. Герой обреченный быть таковым в силу обстоятельств. Автором показанный как тот кто героем сложно и представить в начале. Но решительный, смелый, гонимый роком. Гарри потерявший родителей легко променял бы все свои геройства, чтобы вернуть их. Т.е. он герой по обстоятельствам. Как и почти все архетипические герои. Им движет чувство справедливости, он свет в борьбе с тенью. Но сюжетно он настолько искривляет все другое пространство-время сюжета, что иногда книга перестает работать. Он суреп-герой который всегда побеждает, его факультет всегда побеждает, вся остальная массовка помимо него великолепно работающая, становится настолько очевидной массовкой. что вся жизнь из Гарри Поттера пропадает. Слышал интересную мысль у Юзефович, что это роман о смерти, что Voldemort, так боится смерти, что гоним этим чувством двигает весь сюжет, в основе которого страх смерти. Но на самом деле нереалистичность Гарри Поттера, как раз и лишает жизни сюжет. В начале живая книга под конец превращается в картон, живые персонажи становятся нарисованными мелом на стене декорации. которые позволяют блистать архитепичному герою, которого автор даже не хочет уже затушевывать какими либо недостатками.
Но Диккенсовские аспекты, великолепный лор, классная вселенная, обилие различных архитепичных героев, обманки по сюжету, помощь фильма в монтировании сцен при чтении в голове, нивелируют наверное указанные недостатки. Это детская литература, несет правильные посылы, погружает читателя в яркий самобытный мир. Вот эти вещи, уникальные и делают роман бестселлером. В нем есть то, что заставило детей читать. Вернее не заставило, а замотивировало. Это чудо. Но как книга, с живыми героями, она все-таки выдыхается под конец, видна большая разница между прописанным началом и концовкой когда и сцены смонтированы поспешно и небрежно, когда мы видим просто концовку, любой книги с хорошим концом.
В итоге как чтение именно английской книги первая половина книги 5, вторая 3, общее впечатление получается 4, но опыт конечно исключительно положительный, но Диккенс это просто совсем другой уровень если говорить исключительно о литературе. Но Роулинг создала свою собственную вселенную. И кажется что в этом плане их заслуги сравнимы.4116