Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь «неполноценного» человека

Осаму Дадзай

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июня 2025 г.

    Исповедь маски

    Повесть Дадзая — это исповедь человека, который постепенно разрушает себя, так и не найдя места в жизни.


    Главный герой, Ёдзо Оба, с детства ощущал себя чужим среди людей. Его страх перед обществом превратился в стратегию выживания: он надел маску шута, чтобы угождать окружающим, подавляя собственные чувства. Дадзай мастерски показывает, как эта ложь становится тюрьмой: Ёдзо ненавидит себя за «оборотничество» (что символизирует его автопортрет-обакэ), но не может жить иначе.  


    Переезд в Токио и знакомство с Хорики (олицетворением праздности) становятся роковыми. Алкоголь, случайные связи, жизнь за счет женщин — всё это не просто слабости, а осознанный побег от реальности. Ёдзо понимает, что катится в пропасть, но выбирает именно этот путь — ведь он избавляет от необходимости быть «настоящим».  


    Финал повести ироничен: Ёдзо называет себя «недостойным» лишь в психиатрической клинике, когда окончательно теряет контроль. Но разве он был «достойным» раньше? Его трагедия не в недееспособности, а в добровольном отказе от человечности. Он мог бы стать художником, но предпочел быть паразитом; жаждал любви, но отказывался от любых близких отношений.


    Почему его считали «хорошим»?

    Окружающие видели в Ёдзо безобидного неудачника, потому что он не позволял им увидеть больше. Его маска шута (как и жалость к себе) работала идеально. Но повесть — не оправдание, а разоблачение: Дадзай показывает, как лицемерие общества и страх перед искренностью калечат жизнь.  


    Возможно, «недостойность» Ёдзо — это не приговор, а зеркало для читателя. Дадзай заставляет задуматься: что делает человека «достойным»? Соответствие нормам? Или честность перед собой? Герой пал в обоих случаях, но его исповедь — крик о том, как страшно оставаться наедине с собственной пустотой.  


    8
    168