Рецензия на книгу
Три мушкетера
Александр Дюма
Аноним26 июня 2025 г.Интересно читать книги своего детства, когда уже точно стала старше всех персонажей (и положительных и отрицательных): не только старше Атоса, который представлялся самым мудрым и загадочным, но и (страшно представить) одного возраста с великим и ужасным кардиналом Ришелье. Но прелесть романа «Три мушкетера» для меня с возрастом меньше не стала: просто этот брильянт повернулся другими гранями. Приключенческая канва в целом известна и хорошо помнится (а если нет – каждый год повторяющиеся трансляции советского фильма-мюзикла напомнят и про дуэли, и про подвески, и про попойки и странные пари, и про симпатичных мещаночек и про обольстительных аристократок), поэтому при чтении больше обращаешь внимания на детали. Вот, например, о главном герое у меня сложилось мнение, что он весь такой порывистый, решительный, бескорыстный и благородный, а Дюма прямым текстом и не раз пишет, что Д'Артаньян прикидывал, как бы использовать друзей в качестве трамплина на пути к собственному успеху. Долгое время он не решался продать перстень королевы, думая, что он может стать напоминанием о его услуге, но ближе к концу романа подарок Анны Австрийской все же достался ростовщику (и не связано ли это с осознанием, что на тот момент королева мало чем может быть ему полезна?). Чувства героя к Констанции – не единственная первая любовь, а одно из увлечений, пусть и сильное, и тот же Арамис при перечитывании выглядит бОльшим романтиком, хотя и его придумки с кузинами-белошвейками с иронией воспринимают герои и описывает рассказчик (но может, дело все в статусе возлюбленной, и к аристократке чувства должны быть сильнее по определению, чем к мещанке?)
При чтении не раз возникал вопрос: почему эта история стала в определенное время сознании читательского сообщества гимном дружбе и благородству, если сам автор подчеркивал, что поступки героев грубы и современникам покажутся ужасным и недостойными, но в то время подобное поведение было негласной нормой. Возможно, все дело в том, что роман просто хорошо, занимательно написан, и читателям было необходимо оправдаться как-то в своих глазах: мы, мол, не просто приключениями зачитываемся, у нас тут верные друзья, самопожертвование, романтические порывы. Кстати сказать, доводов для популярного обеления роковой миледи или коварного кардинала на страницах книги найти сложновато, но и очерняет их автор не так сильно, как кажется при детском прочтении. Миледи, пожалуй, больше достается прямого осуждения, ее характер проще – это инфернальная прирожденная злодейка (как это понимается и повествователем, и героями, читатель современный, конечно, может найти контекстуальные аргументы в защиту героини). С более сильным противником в лице Ришелье и автор, и герои вынуждены обходиться более уважительно и автор даже изображает к финалу некое примирение, когда именно враг дает герою желанный трамплин к карьерному росту.
30544