Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тринадцатая сказка

Диана Сеттерфилд

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2015 г.
    Чтение - дело небезопасное.

    На вторую встречу омского книжного клуба "На краю Вселенной" мы выбрали бестселлер Дианы Сеттерфилд "Тринадцатая сказка", к прочтению которого ваш слуга и приступил чуть более двух недель назад.
    Итак, я постараюсь подойти к рецензии на данную книгу максимально объективно, благо, эмоциональности вам уже хватило в моих многих предыдущих рецензиях. Ну и, конечно, по возможности, без спойлеров.
    "Тринадцатая сказка" - это, без сомнения, неоготический роман с полным букетом его особенностей (или штампов, если пожелаете, но я всё же не склонен считать их такими): загадочное поместье, загадочная история семьи в несколько поколений, парочка загадочных смертей и сказочная мрачность повествования. Также "Тринадцатая сказка" - это, да простят меня некоторые, роман, написанный женщиной, но при это не женский роман. Почему? Потому что он глубже, чем просто эмоциональный продукт некой писательницы. Потому что "Тринадцатая сказка" - это ещё и постмодернистский роман (хоть и в довольно примитивной форме, но всё же).
    Буквально через несколько страниц от начала мы уже натыкаемся на реминисценции классиков английской литературы, а затем и получаем буквальное их подтверждение: тут и там "выпрыгивают" Бронте, Остин, Диккенс, Конан Дойль и прочие. Вдобавок мы видим параллельное повествование, когда настоящее и прошлое текут параллельно и переплетаются всё туже и туже. В этих переплетениях и проступает детективный элемент книги: мы всё больше и больше стараемся понять, что произошло в прошлом, осмысляя события, описанные в настоящем, и наоборот. Читатель играет в "угадайку", как будто читает роман Агаты Кристи.
    Между тем, книга совсем не об убийствах. Хотя они (то бишь, убийства) тут, как я уже упоминал выше, присутствуют. Эта книга о поисках и искуплении. Поиски истины, разгадок, очевидцев, вещей, собственных близнецов. Поиски себя в этой жизни. А ещё "Тринадцатая сказка" - это история о Золушке, которая облечена в более современную и "вкусную" обёртку.
    Ну и, возвращаясь к теме постмодернизма, обратимся к приёмам текста в тексте, нарратива и игры с читателем. Не судите строго, возможно, я увидел в этой истории то, чего сюда и не вкладывалось.
    Все эти приёмы текст в тексте - это же явная постмодернисткая игра. Вида Винтер ставит нарратив (процесс рассказывания истории) явно выше смысла и правдивости. Вспомните, как она общается со всеми журналистами. Для неё важнее процесс претворения истории в жизнь посредством рассказа, игра с читателем\слушателе и собственным сознанием. И то, что она родилась в хаосе и жила в хаосе тоже отсылает к постмодернизму. Лишь в самом конце своей жизни, когда "волк" подбирается к её горлу, она готова избавиться от бремени той истории, что хранила в себе эти годы, и рассказать историю, что была на самом деле. Лишь в самом конце автор готов пробудиться от своего сна и объявить, что он ещё жив.
    В то же время, Маргарет - это олицетворения классической литературы, стремление к традиционности, постоянные отсылки к Диккенсу, сёстрам Бронте - это всё олицетворения классической литературы.
    И получается, что здесь сталкивается литература прошлого и литература настоящего, классическая литература и постмодернизма.
    Не знаю, вкладывала ли Диана Сеттерфилд этот пласт смысла в книгу, но, что поделать, я его увидел.


    Умение ловко прятаться теряет всякий смысл, если тебя никто не ищет.

    Подводя итог, скажу, что "Тринадцатая сказка" - далеко не худший представитель расхваленных сегодня бестселлеров, имеющий стройную композицию, приятный, довольно богатый язык и сюжет, заставляющий подумать и поразмышлять.

    51
    137