Рецензия на книгу
Crome Yellow
Aldous Huxley
Аноним17 июля 2015 г.Размеренный английский роман - первый роман, написанный автором. До него, я с Хаксли не была знакома, но, раз первый блин вышел таким удачным, но я не прочь познакомиться и с остальными его произведениями.
Сюжет простой. Никаких мастерски спрятанных тайн, интриг, каких-то определяющих действий. Просто кусочек из жизни обычного человека, нет, совсем вроде и не лишнего, просто обычного. Главный герой - Денис - описан мастерски - чрез чувства, мысли, даже маленькие стишки, вставляемые им тут и там. Обыкновенный человек, мечтающий о всеобщем признании, пишущий роман, страдающий от безответной влюбленности. Весь сюжет крутится вокруг него и начинается с описания его в поезде. Думаю, самый первый роман Хаксли писал практически полностью с себя, своей жизни. И, наверное, он тоже не любил поезда. Как человек действия, ему нужно было все время что-то делать, куда-то бежать, что-то решать - как и Денису. Денис приехал погостить в желтый Кром. Здесь он встречает разных по характеру, отношению к жизни людей. Не сказать, что они мне понравились (из всех персонажей мне не нравится решительно никто), но вот перед мастерством автора я преклоняюсь - каждый представляет собой личность, со своими мыслями, амбициями, чувствами. После последней странички не покидает ощущение, что всех их ты знаешь лично.
Генри Уимбуш - хозяин дома. Важнее всего для него - история своей семьи, своего рода. Долгие годы он писал "Историю Крома", летописание поместья (бывшего монастыря) и населявших его людях. На протяжении романа он зачитывает парочку отрывков из своей книги, и эти отрывки - чудесны. Прекрасный пример умелого вплетения в большую историю маленьких рассказиков, мне они понравились даже больше, чем сам роман.
—Дайте-ка подумать. — Генри Уимбуш глубокомысленно потер подбородок. — Могу лишь сказать о двух самоубийствах, одной насильственной смерти, четырех или, возможно, пяти разбитых сердцах и нескольких пятнах на фамильной репутации, оставленных мезальянсами, совращениями, внебрачными детьми и тому подобным. Нет, в целом это мирная и не насыщенная событиями хроника.Мэри Брейсгёрдл - серьезная голубоглазая девица, вечно рассуждающая о высоких материях и научных проблемах. Высокомерная, заносчивая. Однако, к концу романа она тоже безответно влюбляется. Мы наблюдаем за ее "страданиями", но мне не было ее жаль ни капельки. Слишком она ставит себя выше других.
—Что вы читаете? — Мэри бросила взгляд на обложку. — А, литература второго сорта, да?
Она произнесла это тоном огромного внутреннего превосходства. В Лондоне Мэри привыкла общаться только с людьми первого сорта, которые любили все первосортное, и знала, что в мире очень, очень мало первосортного, а то, что есть, главным образом, французское.Анна - племянница Генри Уимбуша и плод любовной фантазии Дениса. Она чуть старше его и не воспринимает его как мужчину. Уделяет много внимания Гомбо, но прийти с ним к чему-то более определенному - Боже упаси, вы что?!
—Вы просто ужасны, — убежденно сказал он. — Зачем вы просили меня приехать? Зачем говорите, будто вам хочется, чтобы я писал ваш портрет?
— По той простой причине, что вы мне нравитесь — по крайней мере когда вы в хорошем настроении, — и еще я думаю, что вы хороший художник.
—По той простой причине, — сказал Гомбо, подражая ее голосу, — что вы хотите, чтобы я ухаживал за вами и чтобы вы могли потом позабавиться, водя меня за нос.Гомбо - талантливый художник. Более менее привлекательная личность. Знает, чего хочет от жизни, и добивается этого. Не преклоняется перед авторитетами, а еще говорит то, что думает.
В этом амбаре Гомбо с какой-то сосредоточенной яростью работал по шесть-семь часов в день. Он создавал нечто новое, нечто потрясающее — если только ему, конечно, удастся воплотить свой замысел. Последние восемь лет, из которых почти половина была потрачена на добывание военной победы, Гомбо усердно пробивал себе дорогу в кубизме. Теперь он пробил ее и оказался по другую сторону.В романе также приводятся очень интересные мысли, наверное, мысли самого автора - главным образом, о нравственности, морали, о жизни, о любви, а также в более глобальном плане - об устройстве общества.
<...> во всех концах света происходят самые ужасающие вещи. Людей пытают, рубят, потрошат, калечат, их мертвые тела разлагаются, а глаза гниют. Вопли ужаса и боли уносятся в воздух со скоростью тысяча сто футов в секунду. Через три секунды полета они становятся совершенно неслышными. Все это огорчительные факты. Но из-за этого наслаждаемся ли мы жизнью хоть чуточку меньше?
Если вы хотите заставить людей вести себя разумно, то начинать убеждать их надо с заклинаний. Самые разумные наставления основателей религий распространяются только с помощью фанатизма, который здравомыслящему человеку не может не представляться прискорбным. Как унизительно убеждаться, насколько бессилен здравый рассудок.С удовольствием ознакомлюсь с другими произведениями авторам. Мне же интересно, насколько его талант вырос, изменилась формы мышления и взгляд на некоторые вещи.
15209