Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Через много лет

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июля 2015 г.

    Роман Хаксли должен был стать как раз тем открытием, которое возможно и ожидаемо в Долгой прогулке. Впервые знакомлюсь с автором, и произведение выбирала скорее по степени интересности сюжета. Показалось любопытным почитать про богатого чудака, ищущего бессмертие.
    Даже не обратила внимания на год написания романа (1939) и пока читала, была убеждена, что книга была написана примерно во второй половине двадцатого века. Настолько все современно, в духе нашего времени.

    Герои: Джереми Пордидж слишком хорошо воспитанный, образованный, англичанин за 50, такой «музейный червь», передвигающийся с неизменным сборником стихов, пишущий витиеватые письма маме, чувствующий себя уютно среди книг, архивов и предметов искусства.
    Джо Стойт – миллионер, американец, хамоватый грубиян, с деловой жилкой и денежной хваткой. Из-за каких-то личных амбиций отстроивший огромный дворец в Калифорнии в духе европейских замков с гротами, пещерами, мостами и лифтами, заполнивший его музейными ценностями, древними экспонатами и продолжавший скупать антиквариат. В таком замке-музее англичанину работалось очень комфортно, несмотря на некоторое неприятие американского образа жизни.
    Обиспо – врач, исследователь, с явно выраженным чувством превосходства над всем миром, имеет собственную лабораторию в замке благодаря деньгам Стойта.
    Как оказалось, у человека, неограниченного в возможностях, есть свои страхи. Самый главный – конечность жизни. И поиски бессмертия объединили деловитого американца, сноба англичанина, амбициозного врача и старинную британскую аристократическую семью.

    Дальше...

    Вопрос продления жизни не единственный, вызывающий размышления у героев. Переплетается множество философских вопросов, в целом можно сказать, что в романе совсем мало действия, большая часть это рассуждения о богатстве, бедности, религии, вере, науке.
    Раз автор берет масштабностью проблем, без цитат и ссылок на литературу, историю, произведения искусства или современников Хаксли не обходится. Комментарии в помощь после текста есть, но не всегда требовалось обращаться к ним, общий смысл был понятен без специальных сносок. Сами философские размышления воспринимались легко, особой глубиной не удивили. (Подозреваю, что причина в том, что читала Хаксли после непростого «Эвмесвиля» Юнгера, все же между философскими вещами стоит делать перерывы.) Да и ирония автора смягчала бесконечные рассуждения.
    Из любопытного отметила: О.Л. Хаксли – английский писатель, но роман «Через много лет» создан, когда автор уже переехал в США. И в размышлениях прослеживаются явные американские приметы. Уже в 1939 году Хаксли упоминает о влиянии рекламы, без которой человек и не знает, что ему делать, это как «поводырь» по жизни, рассуждает о характерных американских чертах – наличии кредитов, склонности к приобретательству, как новые потребности возникают благодаря соответствующей «пропаганде». Может быть, поэтому роман показался мне таким близким к современности.
    Что порадовало в романе – это развязка: неожиданная, иронично-саркастичная, мистическая.
    Автор заинтересовал, но по одному роману целостного впечатления пока не сложилось, обязательно возьмусь за другие произведения Хаксли.

    11
    1,8K