Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним23 июня 2025 г.Проблемы нарциссической личности или когда жизнь становится ролью…
Второй роман С.Моэма – и снова оценка 5 из 5!
Главная героиня романа – Джулия Лэмберт, известная актриса, находящаяся на пике популярности. В свои 46 лет она заслуженно собирает плоды своих трудов и греется в лучах славы. В глазах общества у нее прекрасная репутация верной жены и любящей матери. Но неожиданно для себя самой Джулия решает окунуться в любовный водоворот страстей с молодым знакомым ее супруга, который беден как церковная мышь, но достаточно прагматичен и амбициозен.
Эта связь дарит Джулии ощущение второй молодости, воодушевляет и наполняет жизненной энергией ровно до тех пор, пока она не узнает о найденной ей замене в лице очаровательной начинающей актрисы, за которую молодой любовник просит Джулию заступиться… Униженная и уязвленная, Джулия не может простить предательства и начинает планировать свою месть, параллельно меняясь сама…
В некоторых отзывах об этом романе мне встречалось, что поведение Джулии вызывает у кого-то восхищение, в других – порицание. Я же не согласна ни с теми, ни с другими.
Моэм – знаток психологии, оттого выписывание им портрета главного персонажа не может быть однозначным, особенно, когда дело доходит до нарциссической личности.
Отличительными чертами Джулии являются некоторая поверхностность, чрезмерная самовлюбленность, неадекватная самооценка, а также потребность в неограниченном внимании и восхищении со стороны других. Именно последнее и обусловило ее занятие театральной деятельностью.
И пока молодость и красота были ее движущей силой и козырями в завоевании внимания других людей, в особенности мужчин, героиня купалась в славе и обожании. Но кризис среднего возраста не щадит никого, особенно актрис. Люди сцены как никто другой остро переживают любые изменения в своей внешности, поскольку это означает приближение конца – меньше ролей, постепенная смена амплуа (молодых красавиц и роковых соблазнительниц на героинь средних лет), снижение интереса к ним противоположного пола… Оттого и кинулась Джулия в водоворот страсти с молодым любовником, не потому что любовь накрыла, а потому что нужно было доказать себе, что она «еще ничего», «еще на коне», «еще секс эпил». Тем более, переживание страстей в жизни, позволяет лучше понять внутренний мир персонажа и оттачивать актерское мастерство. Однако Джулия погрузилась слишком глубоко и заигралась настолько, что позабыла, где сцена, а где сама жизнь.
Очень меня впечатлили две сцены в романе, которые показали истинную проблему героини и ее внутренний конфликт:
Первая сцена, когда героиня решила проверить свою сексуальность и эффектность, и, нарядившись, пошла по улице, чтобы посмотреть, сколько людей обратят на нее внимание. И вот здесь произошло то, чего Джулия не ожидала – к ней подошел лишь один мужчина и то, чтобы попросить автограф для своей невесты. Джулия осознает, что молодость – ее главный козырь, закончилась, она больше не собирает десятки восторженных взглядов, прогуливаясь по улицам. Для нарциссичной личности, придающей большое внимание внешнему облику, а не содержанию – это полное фиаско!
Вторая сцена – встреча Джулии со своим сыном Роджером. Меня удивили размышления и глубина суждений молодого человека, еще толком не познавшего жизнь:
Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка – твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду.
Я бы любил, если бы мог тебя найти. Но где ты? Если содрать с тебя твой эксгибиционизм, забрать твоё мастерство, снять, как снимают шелуху с луковицы, слой за слоем притворство, неискренность, избитые цитаты из старых ролей и обрывки поддельных чувств, доберешься ли наконец до твоей души?И даже в этом серьезном разговоре с сыном, младшим ее вдвое, который смог понять о матери больше, чем сама Джулия о себе за свою жизнь, первое, что приходит ей в голову, ни слова сожаления, ни слова раскаяния, а реплики из «Гамлета» и мысли о том, как бы хорошо она смотрелась в этой роли!
Помимо неоднозначности натуры главной героини, интерес в романе вызвали также монологи Джулии о природе актёрского искусства. Мне кажется, именно в этом диалоге Джулии с сыном героиня всерьез задумалась о том, где заканчивается спектакль и начинается сама жизнь. Ну и в конце романа Джулия обретает себя и, наконец, понимает, что ее жизнь – это служение театру и искусству.
В целом у Моэма получилась замечательная история об изнанке мира театрального искусства, рассказанная точно, иронично и в чем-то драматично. А мастерство автора в описании сложности, глубины и накала внутренних страстей героини вызывает восхищение!
36848