Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Im Westen nichts Neues

Erich Maria Remarque

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июня 2025 г.

    Читать после других произведений Ремарка


    Ремарка сложно рецензировать, попытаться рассказать что-то, на твой взгляд, новое, не повторяясь, - классик, он и есть классик: зачитан, зацитирован, зарецензирован.

    Попробую просто сказать, что думаю и чувствую по прочтении.

    «На Западном фронте…» нужно читать, когда за плечами есть уже другие прочитанные произведения Ремарка. Сначала «Три товарища», «Триумфальную арку» и т.п., а уже потом про фронт. Потому что можно не оценить или не принять. А раз не оценишь – то останутся не прочитанными другие, которые нужно читать. Потом про фронт читается по-другому: на что-то закрываешь глаза, прощая автору какие-то моменты, что-то понимаешь глубже, уже опираясь на иные его произведения.

    Ремарк, конечно, и здесь мастерски передает тоску по жизни, которой нет, но которую очень хотелось прожить. Здесь совершенно нет никаких любовных линий, только окопный быт и та самая тоска по Родине, по мирной жизни, по близким людям.

    Здесь личные впечатления самого Ремарка от той, другой жизни. И, кто знает, не будь того «Западного фронта» и тех ранений, после которых Ремарк остаток войны провел в госпиталях, мы бы скорее всего никогда не узнали бы Равика и Роберта Локампа, Ленца и Кёстера, Жоан Маду и Пат. А также многих-многих других.

    Но вот, что меня особенно заставило призадуматься в этом произведении.

    Во время и намного после окончания Великой Отечественной войны (да-да, я сейчас ничего не путаю и говорю именно о событии, случившемся на несколько десятков лет позже), очень многие считали (и я, признаюсь, в их числе), что именно Гитлеру каким-то образом удалось настолько прочистить мозг нации, что на бойню «забивать» нечистых евреев, цыган,  и непокорных славян, шли под бой барабанов и с четкой уверенностью участия в священной миссии.

    А кто же тогда даровал немцам чувство энтузиазма и приподнятого патриотизма в Первую Мировую («Мы стали солдатами по доброй воле, из энтузиазма» (с) Э.М.Ремарк)? Кто надоумил этих восемнадцати-девятнадцатилетних немецких мальчиков без раздумья использовать химическое оружие против противника, а потом с ужасом взирать на посиневшие трупы своих соратников, когда враг сделал то же самое?

    Мне интересно, что чувствовал Ремарк, когда прошел и, наверняка, что-то понял, после жерновов Первой Мировой попав между шестеренок Второй Мировой войны? Как именно произошел тот самый переход личности от почитателя «неясных идеалов, под влиянием которых и жизнь и даже война представлялись в идеализированном, почти романтическом свете» до статуса изгнанника собственной Родины, неарийца?

    «На Западном фронте…» считается самым лучшим романом о Первой Мировой войне. Антивоенным романом. За «упадническое настроение и пацифизм» Ремарка, по выражению Геббельса. И вот, наверное, почему. Потому что те самые Катчинские и Кроппы, Кантореки и Мюллеры в столь юном возрасте попав на бойню, практически в совершенстве овладев искусством войны, ежедневно видя смерть и сея её самолично, в обычной жизни не знали себе места. И ярким примером тому как раз и является поездка в отпуск главного героя романа.

    И вот еще о чем подумалось. И в Первую Мировую, и, частично, во Вторую, немцы воевали в компании со смертью на внешних территориях, а вернувшись, чувствовали себя уже на своей Родине чужими и ненужными (это очень хорошо показано в книге немецкого писателя, историка Флориана Хубера «За дверью поджидают призраки»). Может именно поэтому поколение и стало «потерянным»? Наши же воевали на своей земле, за свободу и жизнь своего народа. И после войны впадать в депрессию было некогда, нужно было восстанавливать то, что разрушили захватчики. Важен был каждый, потому что освободитель, защитник, потому что слишком многих отняли, когда мечталось и думалось совсем о другом.


    19
    254