Рецензия на книгу
Дети нашей улицы
Нагиб Махфуз
Аноним23 июня 2025 г.Путь к счатью человека лежит через ...
Нагиб Махфуз, видимо, самый известный писатель Египта. В 1988 году получил Нобелевскую премию по литературе «за реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества». Писатель он был достаточно плодовитый, в его арсенале около пятидесяти романов и повестей, а также более сотни рассказов. Критики удивлены тем, что за свою долгую писательскую жизнь Махфуз умудрился быть достаточно разнообразным по стилистике. Он писал и историческую романтическую прозу, и реализм, а также и модернистские вещи. Неоднократно подвергался нападкам со стороны консервативной части общества, а в 1994 году был серьезно ранен ножом религиозным фанатиком. Но при этом был последователен, прожил всю жизнь в Египте и смело писал и делал то, что считал нужным.
Роман «Дети нашей улицы» был написан в 1959 году. По понятным причинам (будут изложены чуть дальше) роман был принят неоднозначно внутри религиозной среды, но с большим уважением и восторгом среди людей, менее зацикленных на религии.
Сюжет.История одной улицы. Автор рассказывает о пяти героях улицы, живших в разное время, но оставивших свой неизгладимый след в памяти людей.
Даже если не подготовиться к чтению, то достаточно быстро становится понятно, что тут что-то не то. Аллюзии настолько сильные, что не понять, что перед тобой истории,основанные на религиозных сюжетах, невозможно. Врать не буду, я был готов,немного почитал предварительно о чем же эта книга. Итак, пред нами аллюзии на Адама, Моисея, Христа и Мухаммеда. Пятый герой, предполагаю, что Наука. Но могу ошибаться конечно. Как вы понимаете, писать вымышленные истории о святых и пророках можно, но готовым надо быть ко всему. Так что книга сразу была обречена на дискуссии и недовольства.
В целом, сюжетно это довольно удобно. Сюжеты, по сути, готовые. Для многих авторов это самое сложное – главный сюжет. Герои, места обитания, диалоги,какие-то мелкие движухи – все отлично. А сюжет не придумывается. И книга становится не пойми чем. Так что вроде как Нагиб всех взял и обманул. Сюжеты-то он выбрал огого, проверенные временем и историей. Однако тут, безусловно, не тот случай.
На примере пяти своих героев Махфуз показывает нам пять способов достижения счастья. Сидеть в райском саду и играть на дудке. Взять счастье силой. Быть милосердным. Творить добро, но если надо, и кулаками. Искать панацею. Все пути,так или иначе, к счастью привели. Через горе, смерти и беды, но привели. Однако счастье было недолговечным, люди алчны, злы и не имеют исторической памяти.
Главный мой вывод из книги такой. Путь к счастью не через пророков или мессий. Путь один – только через улучшение нашего мира, через прогресс в головах. Никто тебя в счастье не затащит, только ты сам. Впрочем, я не удивлюсь, если у других людей и выводы другие.
В целом, даже если не брать религиозные истории, аллюзии на мир в этой книге прекрасны. Ну, например, идея Бога, идущая через весь роман. Он есть, но его никто не видит кроме его слуг. О нем все говорят, но он говорит только с избранными и достойнейшими. Помогать бог вам не будет, только советом,остальное сам, пожалуйста. И убила его наука в итоге. Очень все прям просто, понятно и хорошо. В книге много таких любопытных мелочей, знаете ли, с одной стороны просто понять, а с другой очень приятно узнавать и думать, что понял.
Еще одно неоспоримое достоинство – это все шикарно написано. Очень колоритно по-восточному, но при этом очень точно, метко и без избыточных велеречивостей, свойственных восточным книгам. За красотой слога и яркостью красок ничего не упустишь. Так что в плане того «как написано» - по мне так суперудачно.
Я бы эту книгу рекомендовал без вопросов. Ее огромный плюс – она прям для всех. В том плане что без лишней зауми и сложных аллегорий. Широкий круг читателей, так сказать. Но подумать заставляет. И спектр эмоций дает – от ярости до счастья. Так что читайте.
21192