Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним16 июля 2015 г.Башня из черного дерева
Моя любовь читать книги, с которыми я не знакома абсолютно, сыграла со мной злую шутку, и я неожиданно для себя выяснила, что “Башня из черного дерева” - это сборник повестей. Решила, что будет лучше, если я выложу отзыв о каждой повести по отдельности.
Открывает сборник одноименное произведение. Я осталась в смешанных чувствах - даже самим началом “Башня из черного дерева” напомнила мне “Волхва”, и в середине книги я удивилась тому, какое подтверждение этому появилось (спойлерить не буду).
Суть в следующем - молодой писатель и художник Дэвид приезжает к знаменитому художнику, чтобы побольше разузнать о нем и написать введение к книге о нем. Художник, который всю жизнь поддерживает образ ловеласа и развратника, живет в отдалении от всех людей, вместе с семейной парой, которая содержит его дом и сад, а также с двумя девушками с очень странной судьбой.
Опять же, раскрывать все карты не буду (потому что очень советую прочитать эту небольшую повесть), скажу только, что, как только Дэвид попадает в это практически нереальное место, он сразу чувствует какую-то тайну, которую хранят все его обитатели - и тайна эта постепенно ему открывается самыми разными путями.
Мне очень понравился сам герой, - он очень многогранный, в разные моменты открываются разные стороны его характера. Чувствуется его внутренняя борьба с самим собой, со своими жизненными принципами, а также противостояние образа жизни Дэвида и Генри - того самого художника, к которому он приехал. Очень интересно читать о совершенно разных взглядах на понятия “греха”, “нравственности” и т.д.
Помимо этого, мне просто безумно понравился финал, я до последнего боялась, что все сложится не так, как, на мой взгляд, должно.
В общем, я очень советую это произведение всем - мне кажется, хороший способ познакомиться с творчеством Фаулза.
Элидюк
Очень странное повествование, после которого мне хочется закрыть книгу и вопрошать в небо: “Что это было?”. Это кельтская история о рыцаре, который, будучи женат, встречает любовь всей жизни, а после этого они втроем (!) живут счастливо (не вместе, конечно, но все же).
Только после прочтения я осознала весь смысл предисловия Фаулза к этой повести, и лучше него я вряд ли смогу сказать.
“Однако я верю, что именно этому особому северному вторжению раннего средневекового мироощущения мы обязаны (во всяком случае, эмоционально и творчески) самой сутью того, что с тех пор мы подразумеваем под художественной литературой, романом со всеми его ответвлениями”.
Бедный Коко
Я не устаю поражаться многообразию героев Фаулза и их жизненным перипетиям.
Это история ограбления - нелепого, абсурдного и крайне странного. Зато все произошедшее заставляет героя непрерывно думать, почему так случилось, что заставило грабителя повести себя тем или иным образом - и в финале появляются очень интересные и глубокие выводы.
Как обычно - спойлерить я не люблю, но повесть очень своеобразная, пусть и не такая захватывающая, как “Башня из черного дерева”.
Энигма
Название полностью оправдывает содержание этой повести. Однозначно могу посоветовать любителям детективов или просто любителям неплохо закрученного сюжета.
Сюжет заключается в том, что пропадает достаточно известный во многих кругах пожилой мужчина с очень хорошей репутацией во всех сферах. Начинается расследование, которое обнаруживает все больше и больше недомолвок и тайн в жизни пропавшего.
Объем повести достаточно небольшой, поэтому я до последних страниц надеялась, что все станет известно. Да, вот сейчас следователю расскажут важный факт! Нет, не вышло. О, вот здесь он точно должен понять, что произошло! И опять - ничего. В итоге я уже не знала, чего ожидать от финала книги. Финал не подкачал - я очень удивилась.
Туча
Это последняя и наименее близкая мне по духу повесть из сборника “Башня из черного дерева”. Слишком много абстракций, слишком много отсылок неизвестно к чему - везде отрывки, даже обрывки, которые чередуются с “человеческими” диалогами, никакой цельности героев и сюжета. Возможно, Фаулз и стремился к этому - показать именно эту сторону жизни своих героев, показать, как их характеры не согласуются сами с собой и жизненными обстоятельствами.
Я обычно не занимаюсь чтением критики, поэтому претендовать тут на открытие какого-то глубокого смысла не буду, тем более что я не фанат подобных абстракций. Что-то меня в этой повести зацепило - были моменты, когда о паре героев хотелось бы узнать гораздо больше, но в общем и целом пока что непонятное впечатление, абсолютно нейтральное - в моей жизни после прочтения никакого следа не осталось.
Хотя здесь есть один момент, который мне очень нравится в творчестве Фаулза - на мой взгляд, среди его произведений каждый может найти что-то свое. Они все очень разноплановые, даже в способе повествования, поэтому я в любом случае советую всем почитать Фаулза.
Единственное, что я могу сказать о “Туче” с уверенностью - это то, что есть в ней следы “Дэниела Мартина”. Не могу сказать точно, какие именно - то ли это сложность взаимоотношений персонажей, то ли периодически появляющиеся интересные философские и не очень диалоги.
Надо сказать, что Фаулз в своем предисловии к “Элидюку” написал, что сборник изначально планировалось назвать “Вариации” - то есть в каждом произведении этого сборника подразумевается определенное переосмысление того, что было в его работах до этого. Возможно, не везде я это заметила, но в “Туче” эта мысль не покидала меня.
Так что я прямо-таки категорически советую почитать “Башню из черного дерева” тем, кто уже знаком с творчеством Джона Фаулза, и уж тем более тем, кто еще не читал ничего из его произведений.
757