Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Горелая башня

Марина и Сергей Дяченко

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июня 2025 г.

    Марина и Сергей Дяченко – «Горелая башня»

    И упаси тебя боже заводить разговор с Крысоловом. А уж в сделку с ним вступать – всë равно, что продавать душу дьяволу. (с)

    Один из первых рассказов Дяченко, с которого в свое время я начала знакомство с авторами. Я совершенно точно помню, что самым первым прочла «Варана», но мне не очень зашло, хотя очень запомнилось. Дальше были рассказы «Я женюсь на лучшей девушке королевства», «Уехал славный рыцарь мой...» и вот «Горелая башня» – история испытания и искупления. История прощения, которое тяжко заслужить и еще тяжелее искренне дать.

    Студент Гай летом подрабатывает перевозкой товаров в сельской местности. Везти ему выпадает дорогих породистых нутрий, и по пути одна зверушка сбегает. Теперь придется возмещать ее стоимость, считай, все лето работать бесплатно, а деньги сироте ох как нужны... Отчаяние заставляет парня принять предложение о помощи от Крысолова, известного так же как Пестрый Флейтист. Существо это странное и жутковатое, объект легенд и пересудов. Это, наверное, как нам встретить на лесной тропинке лешего или Бабу Ягу, но знать при этом, что они совершенно точно реальны и существуют по, пусть и фольклорным, но четким и ясным законам. В общем, не могу сформулировать это иначе, Крысолов идеально вписывается в физику этого мира. Просто злесь немного другие законы бытия: Комичность ситуации заключалась в том, что самый яркий представитель «актуального фольклора» ехал с ним в одной машине.
    Крысолов легко и просто подманивает нутрию (в конце концов, она почти крыса, пусть породистая, балованая и дорогая), спасая Гая от финансового краха. Взамен – и отказать ему нельзя – просит подвезти. Вот только дорогу преграждает оползень, и ехать придется через гиблое место, именуемое в современности Пустым Поселком. Что-то очень страшное случилось там давным-давно, люди забыли что именно, но место это загодя обходят стороной.
    Гай, не ожидая сам от себя, разбирает слова древней вывески: «Прохожий, - начал он дрогнувшим голосом. - Ты вступаешь на землю общины...» Тут название.

    • Какое? - спросил Крысолов все так же вкрадчиво.

    Морщась от напряжения, Гай п
    • «Горелая...» Вроде, Горелая Колокольня. Не, Горелая Башня...»

      Эта история, несмотря на умелое нагнетание страха, не ужастик. Здесь нет страха ради страха, здесь философская и очень глубокая притча о вине и прощении.

    нии.

  • Который раз удивляюсь тому, как авторам удается вместить в небольшой форме интуитивно понятный мир, косвенно, намеками и почти незаметными штрихами дав и историю его, и современность, и фольклор. Завершенная четкая и ясная конструкция, закрытый финал – и при этом огромный простор для размышлений и обдумывания вариативных вариантов развития сюжета. Однозначно врезающиеся в память персонажи, особенно, конечно, Крысолов, что, впрочем, понятно: за ним стоит слишком глубокий культурный пласт, какой-то ассоциативный ряд у читателя будет однозначно.

    Для меня это одна из тех исчезающе редких вещей, которую, дочитав, хочется сразу же начать читать заново.

4
68