Рецензия на книгу
The Elegance of the Hedgehog
Muriel Barbery
Аноним21 июня 2025 г.Рис альденте
Ну не складывается у меня с французской литературой, точнее с их топ оченьблизкоквершинедесятьиздесятиманьификбестселлерами. Что на "играющей в го" обматерилась пока читала, что тут. На самом деле эта книга возвращает меня в детство. Тут вы, наверное, думаете как здорово, но нет, это неприятно.
Думаю, многие читающие люди пережили эру снобизма в своей жизни. Кто-то от нее избавляется, а кто-то все ещё сидит в своем белом пальто, хотя уже июнь! Ну так вот, персонажи в этой книге не то что в белом пальто, там целый белый зимний комплект и они сидят и всю книгу парятся со своей философией и высокой литературой и душно уже не только им, но и мне.
Вот тут перейдем к персонажам. Вся книга это записки юного максималиста, хотя почему ж юного там женщине 54 года, вот мелкой говнюшке простительно. Почему я ее так называю? Потому что она мелкая говнюшка. Ну как я должна полюбить персонажа, который хочет поджечь квартиру семьи потому что они ну тупые? С тем, что она хочет кокнуться вопросов нет, она глупый подросток, несмотря на то, что она вся такая умная. Кстати о ее уме. Ну не увидела я в ней ума, эрудированности, может, и то такой натужной и прям ухххх мне 12 и я прочитала всех философов. А ее "дневник глубоких мыслей", который она ведёт...ну я думала это стёб , но нет, это на полной серьезности.
К бабульке вроде бы меньше вопросов, но узнав мотивацию, почему она от всех скрывает, что она эрудированная вопросов становится только больше. Это такая надуманная причина, будто ее впихнули туда просто чтоб была, потому что автор прочитала книжку как писать персонажей и вроде бы что-то про мотивацию нужно впихнуть. Да и вся эта классовая борьба пролетариев и буржуазии нууу вы уверены, что книга не о двадцатом веке? Иначе я не понимаю всех этих классовых войн, хотя кто ее знает эту Францию. А ещё я не понимаю этих грамматических душнил из высшего интернета. Я прочитала целых две главы, по одной на персонажа о рассуждениях какие люди тупые и как важна грамматика, мне чуть плохо не стало с такого, это был пик снобизма .
Персонаж японца ну это чистый кр ̶а̶ш̶ инж, я будто прочитала любовный роман для дам за сорок. Ну это такой собирательный образ того самого заботливого, красивого, богатого, интеллигентного и конечно же не за красоту тебя ценящего, а за душу мужика. Единственный плюс, он хотя бы не сноб, в отличие от главных героинь, поэтому к нему чуть больше проникаешься. Но все равно получился абсолютно плоский персонаж, как и все персонажи этой книги в принципе. В итоге все персонажи-заготовки какие-то, недоделанные как недоваренный рис. Ну и раз уж это Франция к которой подмешали Японию, пусть будет рис альденте. Кстати о рисе, японофилия в этой книге просто на каждом шагу. С девочкой, которая читает мангу и поэтому учит японский все понятно. Но вот дальше это просто облизывание всего "ой а какие фильмы у них, ой а как у них женщины двигаются и вообще все у них прекрасно и чудесно лучшая культура на свете и все изобретения гениальны". Но самый пик с которого я похихикала персонаж восхищается дверью (той самой задвижной японской, а не плебейской европейской открывающейся) честно говоря это какая-то клиника уже.
Кстати о другой культуре, тут часто говорят о России, точнее о ее литературе. Но вся русская литература для европейцев это видимо Толстой и Достоевский, а конкретно в этой книге только Толстой. По сто раз читаешь про "войну и мир" и "Каренину". Видимо только это автор и читал, да и будь книга действительно с какой-то вложенной в нее мыслью можно было бы провести параллель ну допустим с "Горе от ума" как по мне тема подходит.
В итоге вся книга это ушат потока сознания от автора, который никто из ее окружения не захотел слушать, либо уже устал от него. Хотя я и уверена, что книги пишут только тогда, когда есть, что сказать. Но это невозможно, на тебя просто выливают рассуждения о философии, литературе, грамматике, музыке и глупых людях. По другому никак и не скажешь, я знаете ли привыкла, что в хорошей художке каждая сцена к чему-то ведёт, здесь я просто прочитала главу о том, что персонаж думает по тому или иному поводу. Ну вот скажите зачем мне целая глава о том, как девочка посетила школьный хор и как ей понравилась музыка? Мне нужно понять, что музыка это прикольно или что? Или порадоваться за девочку, что она все ещё не совсем конченная психопатка и может чувствовать эмоции? К чему это было?
Хочу отдельно выделить. Автору за ненависть к пуделям отдельный котел в аду. Да и вообще она похоже совсем не любит собак, они все описаны супер неприятно, зато кошек прям в книге все облизывают. Но пудели-то тебе что сделали? Там даже есть момент, мол, есть два вида пуделей, они отличаются окраской, но одни из них истеричные, а вторые воняют. О как.... Это дружелюбнейшие и милейшие создания, жаль, что автор так о них отзывается. Но да ладно, каждому свое, наверное.
Перейдем к главному. К основной мысли произведения, я вот до конца думала, что автор как всю эту чушь развернет и я такая ого, так ты все это время меня обманывала, а книжка-то хорошая оказалась, но нет. Будто тебе с самого начала сравнивают элитарность жильцов и элитарность главной героини, чтобы потом показать, что элитарность в любом проявлении не очень тема. Вот вроде и подводит к мысли, но в конце облом. Бабка умирает, девочка грустит и до нее наконец доходит, что смерть это смерть и ничего она не докажет никому тем, что выпилится из своей жизни . Ну не нужна мне эта тема, я ее уже давно в своем подростковом возрасте прошла вместе со всем этим снобизмом. Может книжка написана для более юной аудитории, чтобы можно было бы давать детям почитать, когда они застревают вот в этом "меня никто не понимает, этот мир плохой и какие люди все вокруг тупые". Но в итоге, книга будто бы возводит всю эту чушь в абсолют и говорит, что психопатия норм тема, ребята. Какой-то интересной мысли я здесь не нашла, только самолюбование автора. Потому что прям чувствуется, что в каждой строчке автор про себя хотела рассказать, ну видимо нарциссическая литература тоже бываетСодержит спойлеры7252