Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним20 июня 2025 г.В моей семье одно время ходила шутка. При виде каких-то чудачеств или кривляний, кто-то из членов семьи загробным голосом затягивал «Горбун отверженный с проклятьем на челе….». И вот наконец мне представилась возможность ознакомиться с источником, который породил множество театральных постановок и литературных отсылок. Данный роман я планировала прочитать в апреле 2019 года, но по странной случайности, в тот день когда я взяла его в руки, на глаза попались новости о том, что в величайшем Нотр-Дам-де-Пари случился пожар. Новость настолько меня так расстроила, что я отложила роман в долгий ящик. И вот, теперь уже по счастливой случайности, я читаю этот роман в рамках литературной игры.
«Собор Парижской Богоматери» - это, пожалуй, самое известное произведение Виктора Гюго. Являясь ярким образцом романтизма, оно также является бесценным источником исторических сведений. Нельзя сказать что роман читается легко. Этот роман нужно читать долго и вдумчиво, потому что помимо глубокого и трогательного произведения, Виктор Гюго подарил нам ещё и достоверную карту старика-Парижа. Думаю, справедливо будет сказать, что главы с описанием Парижа в целом и Собора Парижской Богоматери в частности, нужно читать параллельно с просмотром исторических фотографий, чтобы в полной мере проникнуться величием этого собрания и наслоения архитектурных стилей разных эпох.
Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, и каждая личность добавляет свой камень. Так поступают бобры, так поступают пчёлы, так поступают и люди.Эти описания кому-то могут показаться скучными и затянутыми, но учитывая их неоспоримую историческую ценность, даже язык не поворачивается назвать их излишними. После прочтения описаний Гюго, в полной мере начинаешь понимать фразу «Увидеть Париж и умереть».
Действие разворачивается в средневековом Париже XV века, где переплетаются судьбы священника Фролло, ужасного горбуна Квазимодо и юной прекрасной цыганки Эсмеральды. Фролло в произведении является олицетворением метаний между верой и страстью, Квазимодо – отверженности и чистой любви, а Эсмеральда – невинности, красоты и милосердия.
Гюго в своём романе поднимает, пожалуй, центральную тему во всём творчестве человечества – любовь. Любовь многоликая, страстная, чистая, жертвенная.- А знаете ли вы, что такое дружба? – спросил он.
- Да, - ответила цыганка. – Это значит быть братом и сестрой; это две души, которые соприкасаются, не сливаясь; это два перста одной руки.
- А любовь? – спросил Гренгуар.
- О, любовь! – промолвила она, и голос её дрогнул, а глаза заблестели. – Любовь – это когда двое едины. Когда мужчина и женщина превращаются в ангела. Это – небо!
Противопоставление святости и греха, любви и ненависти, красоты и уродства, делает роман ещё более выразительным и многогранным. «Собор Парижской Богоматери» - это не только исторический роман, но и размышление о социальном неравенстве, человеческой природе и внутренней борьбе, обществе и социальной несправедливости, которое будем актуально во все времена пока живо человечество.
10214