Рецензия на книгу
The Last One
Will Dean
Аноним20 июня 2025 г.Ужасно не люблю ругать книги. Поэтому начну с того, что "Последний пассажир" - это первая (и единственная!) книга, которую я понесла на кассу, прочитав одно лишь только посвящение. И оно прекрасно.
Эта книга посвящается библиотекарям.
Я посещал библиотеки всю свою жизнь.
Чтобы отвлечься, согреться,
узнать что-то новое.
Библиотекари - стражи этих мест.
Они помогают нам найти искомое,
даже если мы сами не знаем,
что ищем.У человека, который все детство, отрочество и юность проторчал в библиотеках, как не екнет сердечко? Екнет-екнет, еще как. Почему-то подумалось: этот славный парень ерунды не напишет. Спойлер: увы-ы.
Не буду углубляться в историю (аннотацию все наверняка читали), чтобы не слить гениальные (нет) повороты сюжета.
Хотя обман (ладно-ладно, сюжетный ход) вклинивается практически сразу - и вместо заточения в одиночной камере мы получаем какой-то крипи-утренник в детском саду.У "Последнего пассажира" в любом случае просто не было шансов остаться на полке, потому что книга нашпигована всем, что я так люблю. Герметичный триллер? Держите. Пустынный гигантский лайнер, следующий по неведомому маршруту с одним-единственным пассажиром на борту? Получите-распишитесь. Простор для воображения шикарнейший, будет где разгуляться.
Итак, что же это - история о корабле-призраке? Сразу вспомнила о Cotopaxi, пропавшем в Бермудском треугольнике почти век назад, который не так давно кубинская береговая охрана обнаружила в Карибском море. Или современная "Мария Целеста"? Еще один "Титаник"? Мои ожидания - мои проблемы, но все же... Предвкушение!
Меня скорее всего поймут люди, которые панически боятся глубины - точнее, неизвестности. Ведь там, на глубине, может оказаться совершенно все, что угодно. Например, самый пугающий момент в "Титанике" Кэмерона для меня - не выживание Джека и Роуз в открытом океане, а кадры затонувшего корабля. Все эти никому не нужные предметы роскоши. Люди, которых нам не показали, но мы точно знаем, что теперь-то они всегда там. Непотопляемая махина, беспомощно ржавеющая на дне. Пишу - и мурашки по коже.
Вот я о чем - мне казалось, у триллера будет просто невероятная психологическая составляющая. Честное слово, если бы автор следовал первоначальной задумке и сосредоточился на выживании женщины с посттравматическим стрессовым расстройством на огромном лайнере - было бы восхитительно. Проблема в том, что персонажи прописаны очень плохо - какое сочувствие могут вызвать картонки, хаотично разгуливающие по палубе? Главная героиня, бесконечно вспоминающая погибшего отца - и та вызывает раздражение. И вот это-то самое ужасное - ты чувствуешь себя мерзавцем, ведь она так страдает. Но хочется поскорее переключить канал (что, кстати, довольно забавно в контексте сюжета).
Конечно, всю эту зацикленность на прошлом можно объяснить психологической травмой, которая толком не была прожита. Отсюда и флэшбеки - создается впечатление, что призрак отца более реален, чем наша героиня Каз. Которая вообще-то Кэролайн. Почему "Каз"? Вопросы-вопросы. И вот таких вот мелких недоговорок настолько много, что и они к середине книги начинают раздражать.
Кстати, о птичках... Точнее - о собачках. После "Головокружения" Франка Тилье я машинально начинаю съеживаться, если в триллерах встречаю собаку. Тут же их целая стая! И довольно-таки приличное количество экранного (простите, книжного) времени отдано им. Какой такой невероятный финт нас ждет в связи с этим?
Никакой.Наверное, автор просто любит собак - подумала я. И ведь даже не поленилась загуглить - так и есть. У Уилла Дина имеется сенбернар по имени Берни. Только вот при чем здесь океанский лайнер? Снова вопросы. По поводу правдоподобия всего, что связано с лайнером - тоже очень, очень много вопросов.
На eBay я купил десятки старых круизных брошюр и научно-популярных книг о круизных лайнерах и обклеил ими свой кабинет и потолок. Когда я писал книгу, я закрывал окна, чтобы не слышать шум леса.У автора маленький домик в лесу. Но похоже, интернет там все-таки ловит, ведь он же как-то заказал эти злосчастные брошюры на eBay? Почему бы в таком случае не отыскать людей, работа которых непосредственно связана с океаном? Ведь есть же авторы детективов, которые ни дня не работали криминалистами, но так нечеловечески хороши в деталях? Именно они в финале обычно благодарят специалистов, без которых убедительная книга бы попросту не случилась. Здесь же концепция "сам-все-знаю-сам-разберусь" пошла явно не на пользу тексту.
Почему так много букв отдано книге, которая мне не понравилась? Да потому, что мне просто невероятно обидно за нее, ведь потенциал был ого-го. И первые страниц пятьдесят все было очень, очень хорошо - давненько я в таком напряжении их не перелистывала. А потом что-то пошло не так. Спойлер: автор признался, что никогда в жизни не был на круизном лайнере.
Круизные лайнеры - это не мое.Были и шутейки, которые пришлись по душе (побольше бы их!):
- Осторожно! - предупреждает Смит. - У нас за столом гений. - Он прищуривается. - Скажи, Франсин, о чем я думаю в этот момент? Что сейчас у меня в голове?
- Может оказаться мой стул, если будете продолжать в том же духе.
Вывод: задумка потрясающая, реализация... Кхм. Наверное, детективов-триллеров в моей жизни было слишком много, отсюда противная избалованность. Хочется пусть не новизны, но хотя бы глубины (особенно если читаешь про океанский лайнер).
Когда автор с порога начинает цитировать Мэри Шелли и Германа Мелвилла, тут же усаживаешься поудобнее и готовишься к чему-то позаковыристее очередного проходного триллера.
Крис Уитакер, автор бестселлера "Мы начинаем в конце" называет эту книгу "блестящей, изощренной и такой продуманной". По его мнению, здесь Уилл Дин "на пике своей карьеры". Хочется ли после этого читать другие книги Уилла Дина? Молодец, Крис Уитакер, закопал так закопал.
Кстати, есть у меня догадка: возможно, книга была написана с прицелом на экранизацию. Тогда это многое (почти все) объясняет. Даже дурацкую, совершенно слитую концовку (я сейчас про самолет).
Ведь есть огромное количество фильмов с финалом именно в таком духе: полуживой главный герой наконец-то спасается... Зритель радуется, выдыхает. А потом оказывается, что это был лишь очередной круг ада, добро пожаловать на следующий уровень. Это очень киношная концовка, совершенно не подходящая для книги.Здесь будто бы все заточено под будущую экранизацию: куча экшна, зато практически отсутствует психологизм. И - да - экранизация была бы зрелищной. Но книга не выдерживает никакой критики. Так что плюс за симпатию к библиотекарям, минус за все остальное. Я бы с удовольствием почитала книгу на эту тему, написанную, например, Донато Карризи, который просто дьявольски хорош по части психологизма. Ведь задумка-то потрясающая, вот что обидно.
Бюро непрошеных советов: Мне кажется, Уилл Дин мог бы написать удивительно глубокое, если бы начал говорить о том, что ему хорошо известно. Как человек он очень мне симпатичен.
Мои родители никогда не читали, в моем доме никогда не было книг. Но мама водила меня в местную передвижную библиотеку. Они считали меня белой вороной. До меня никто не учился в университете и не сдавал экзамены на аттестат о среднем образовании. Я был книголюбом, странным ребенком. Но я думал, что буду только читателем, ведь я никогда не встречал писателя.Вот о чем бы я с удовольствием почитала.
191,7K