Рецензия на книгу
La part de l'autre
Éric-Emmanuel Schmitt
Аноним15 июля 2015 г.«Другая судьба» – исторический роман Эрика-Эмманюэля Шмитта о Гитлере. В книге присутствуют две сюжетные линии с одной исходной точкой – поступление Гитлера в Венскую академию художеств в 1908 году. Альтернативный Гитлер поступает и чуть ли не вприпрыжку бежит праздновать это знаменательное событие со своими новыми однокашниками, естественно, в пивнушку. Реальный Гитлер ни куда не бежит и не радуется.
Видимо, для удобства и во избежание путаницы, Шмитт называет вымышленного Гитлера Адольфом Г., а настоящего – Гитлером. Определенно, авторская находка.
Поначалу, книжка затягивает и читается легко. Автор умело подпитывает любопытство читателя, предлагая небольшие порции своего фантазёрства на тему Адольфа Г., чередуя их с повествованием реальных исторических сцен. Так, например, Шмитт помогает Адольфу Г. избавиться от сексуальных комплексов, подсунув ему не кого-нибудь, а самого настоящего Зигмунда Фрейда. И по легкому взмаху пера Адольф Г. превращается в альфа - самца, который «умеет делать женщин счастливыми». Тут же Шмитт вспоминает реального Гитлера, который никого не любит и не ценит, да и вообще, чуть ли не остается девственником до самой Евы Браун. Нас подводят к архисложному выводу: так вот, что спасло бы мир от катастрофы – любовь (или секс). Достоевскому следовало бы взять это на заметку.
Переломным событием в «Другой судьбе» является описание обоих Гитлеров на фронте во время Первой мировой войны. Здесь Шмитт постарался, и получилось весьма эффектно. Но после этого, автор, видимо, забыл о названии своего романа и стал все чаще упоминать реального Гитлера, убеждая читателя, что «Гитлер живет внутри каждого из нас». Определенно, об этом никто и никогда не задумывался.
Ну, а сюжет Адольфа Г. совсем потерял связь с реальностью и стал лишним в этой книге. Автор пытается выдумать еще что-нибудь «эдакое», чтобы хоть как-то сохранить интерес к своему амбициозному замыслу и раскрыть все-таки «Другую судьбу». И тут, на помощь Шмитту-писателю приходит Шмитт-драматург, который вставляет один и тот же художественный прием в конце всех сцен с Адольфом Г; герой сталкивается со сложной дилеммой, но в этот момент Шмитт обрывает повествование, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Все это преподносится настолько неприкрыто и банально, что становится смешно, зато не скучно. Книга, претендующая на звание литературно-философского шедевра, превращается в какой-то мыльный сериал, апогеем которого становится голос Шмитта через монашку Люси, подругу Адольфа: «Муссолини, Франко, Сталин чувствуют себя облеченными миссией, они действуют – в своих глазах – лишь для общего блага, они убеждены, что хорошо поступают, упраздняя свободы, бросая в тюрьмы своих противников и даже расстреливая их. Они не видят чужой доли». В альтернативном сюжете внутри каждого из нас живет Сталин.
Кстати, по мнению Шмитта, вторжение немцев на территорию СССР объясняется личными отношениями двух диктаторов: «Как и следовало ожидать, существовавшее лишь на бумаге соглашение между Гитлером и Сталиным при их взаимной вражде прожило недолго. Шла кровавая война. Русские сопротивлялись отчаянно…». Здесь Шмитт – историк.
И заканчивается «Другая судьба» дневником самого автора. Милое самолюбование. Шмитт срывает покрова и, напоследок, разъясняет, о чем эта книга, предупреждая, что его Гитлер не такой, как у всех. Его Гитлер внутри нас. А то, мы еще не поняли.670