Рецензия на книгу
Мемуары Дьявола
Фредерик Сулье
Аноним19 июня 2025 г.Дьявол носит не Prada, а твои слезы: исповедь читателя, который потерял невинность в страницах Сулье
Ах, смертный, ты раскрыл мои «Мемуары»? Как трогательно! Как наивно! Ты ждешь, что я буду рыдать в жилетку, каяться в грехах и молить о прощении? О нет, mon cher, я лишь снизойду до того, чтобы развлечь тебя историей моих… мм, скажем так, предпринимательских авантюр.
Ты думаешь, ад — это котлы и вилы? Какое вульгарное заблуждение! Настоящий ад — это человеческая глупость, и я лишь скромный летописец её бесконечных вариаций. Сулье, этот очаровательный чернильный чертенок, лишь записал под мою диктовку пару занятных эпизодов.
Готов ли ты, жалкий пыльный комочек разума, окунуться в мой мир — где ирония острее лезвия гильотины, а абсурд слаще греха? Тогда вперёд, mon ami… Но предупреждаю: после этой книги ты уже не сможешь смотреть в зеркало без лёгкого подозрения.Фредерик Сулье, мастер литературной алхимии, смешивает здесь готический треш, философский цинизм и откровенный стёб над человечеством. В результате получился текст, который балансирует на грани метафизической сатиры и декадентского фарса.
Главный герой сам Люцифер, ведущий мемуарный демиургический поток сознания о своих похождениях среди смертных. Его нарратив — это гибрид исповеди и манипуляции: он то разглагольствует о трансцендентной скуке, то язвительно комментирует моду XIX века, то снисходительно объясняет, почему все религии — просто когнитивные искажения слабого человеческого разума. К концу книги ловишь себя на мысли, что начинаешь симпатизировать этому архетипу вечного оппозиционера, но это, конечно, часть его демонического нарративного капкана.
Стиль Сулье — это постирония до постиронии: он играет с бинарными оппозициями добра и зла, высокого и низкого, серьёзного и абсурдного. То он описывает ад как дистопическую утопию, то вбрасывает пассаж о том, что «грех — это просто неудачный пиар-ход Бога». Всё это приправлено лексическим декадансом: тут и «эсхатологический дендизм», и «меланхолия падшего ангела», и даже «онтологический троллинг» в адрес читателя.
Книга для тех, кто готов к интеллектуальному вихрю: если вам нравятся тексты, где интертекстуальность соседствует с чёрным юмором, а экзистенциальный ужас с откровенным трэш-эстетизмом, то это ваша книга.
В конце я обезумела — и это было восхитительно.
Мне до сих пор больно. Больно за этих трех женщин, каждая из которых стала не просто жертвой, а каким-то извращенным идеалом. Первая – слишком чистая для этого мира. Вторая – слишком горячая, чтобы не сгореть. Третья... Боже, третья умнее всех нас, вместе взятых, и именно поэтому ее конец ранит сильнее всего.
А главный герой... Я ненавидела его. Искренне, яростно, до дрожи в пальцах. А потом понимала. Потом почти оправдывала. А в какой-то момент ловила себя на мысли, что уже не могу провести грань между тем, где заканчивается его манипуляция и начинается моя собственная слабость.
В этом и есть гений Сулье – он заставил меня пройти весь этот путь: от отвращения к странному сочувствию, от ненависти к болезненной привязанности. И теперь, когда книга закрыта, я не могу избавиться от ощущения, что где-то там, между строк, остались осколки моего собственного отражения.
Разве не в этом и есть настоящая дьявольская сделка? Ты думаешь, что просто читаешь историю, а в итоге обнаруживаешь, что книга давно прочитала тебя
И вот ты закрываешь последнюю страницу, mon âme perdue, с лёгким трепетом осознавая, что только что продала душу... нет, не дьяволу, а литературе. Разве не восхитительно, как эти чернильные козни Сулье заставили тебя метаться между яростью и обожанием, как марионетку? Ты ненавидела меня, но разве не родственны наши души теперь? Ты презирала мои уловки, но кто из нас искреннее в своём коварстве?
Ах, этот вихрь сюжетных интриг, где каждый новый поворот, как нож в спину, но ты сама просила ещё! Ты обезумела и в этом моя маленькая победа. Ведь безумие — всего лишь просветление наизнанку.
(Подпись отсутствует. Но ты и так догадываешься, чья рука водила пером.)131,1K