Рецензия на книгу
The Night Circus
Erin Morgenstern
Аноним15 июля 2015 г.От количества прочитанных мною восторженных отзывов о "Ночном цирке" Эрин Моргенштерн мне стало казаться, что эту книгу просто нельзя пропустить. К тому же тематика цирка и циркового закулисья всё же свежа, интересна и не избита, и, как раз, это и стало сильной стороной произведения.
Как я узнала в процессе чтения, "Ночной цирк" - первое творение Моргенштерн, к тому же, как оказалось, она художница по основной своей деятельности, что заметно по её манере повествования. Авторский слог в романе мне пришёлся по душе - ровно, сочно, легко. Образы, за редкими исключениями, были настолько живые, что с первых же страниц сами по себе стали возникать в воображении, не требуя от меня никаких особых усилий. Роман визуален, и это определённо выделяет его из общего ряда современных произведений. Незаурядность тематической основы, как я уже говорила, также делает автору честь. Книгу называют атмосферной, и это, кажется, самое меткое её описание. Да, роман, действительно, погружает читателя в иллюзорное, сюрреалистичное пространство как раз засчёт этих ярких, визуальных образов, позволяя допустить возможность существования в мире чего-то магического, волшебного. Всё, что связано с самим Цирком Сновидений - шатры, звуки и запахи, его наполнявшие - всё это прописано замечательно. Но, к сожалению, на этом сильные стороны "Ночного цирка" заканчиваются. Здесь стоит сказать также отдельное "Браво!" издательству, которое этим иссиня-чёрным с золотым оформлением идеально дополнило фантастическую атмосферу книги.
Теперь о том, что меня огорчило и почему я ставлю только три звезды.
Завязка очень банальна. Противостояние старых коллег, внезапная страстная любовь между соперниками - всё это старо как мир, и я не могу сказать, что здесь традиционный сюжет приобретает какие-то новые черты. Описанию сюжетных коллизий автор не уделяет такого дотошного внимания, как, например, тем же описаниям деталей интерьера Цирка. У меня после прочтения осталась масса вопросов о сюжетных нюансах, ответы на которые мне получить уже не суждено. Слишком много упущений в этом плане: какова цель состязания? кто должен определить победителя? кем были установлены правила? и прочие.
В романе несколько сюжетных линий, которые в итоге вполне ожидаемо сливаются. Большее внимание мне хотелось бы уделить именно развитию любовной линии. Не будет спойлером, если я скажу о том, что между главными героями - Селией и Марко - возникнет любовное чувство - это заявлено уже в аннотации. Но их страстные чувства, внезапно вспыхнувшие только во второй половине романа, вызывали во мне раздражение. Это уже субъективно, но промолчать я не могу: в литературе любовь, которая сходит на сопливые фразы вроде "ты моя жизнь", "я положу к твоим ногам весь мир", "я погибну, если тебя не будет рядом со мной" заставляет меня плакать и отнюдь не от умиления. Здесь я немного утрирую, но избитые фальшивые любовные фразы били меня гораздо сильнее избитых сюжетных ходов. Возможно, книга оказалась слишком "девчачьей" для меня. Из этого пункта вытекает следующий.
Персонажи плоские и неинтересные до скрипа в зубах. Уделяя большое внимание созданию атмосферности в книге, тем самым визуальным образам, Моргенштерн полностью провалилась в плане психологических портретов своих героев. Характеры не развиваются по ходу сюжета, нет интересных личностей, поступки которых было бы интересно анализировать или интерпретировать. Действия персонажей возникают из ниоткуда, как, впрочем и сам Цирк Сновидений.
Концовка тоже разочаровала меня, показалась мне слишком бюрократичной для книги о волшебстве. Но здесь я не буду вдаваться в подробности, чтобы не испортить впечатление тем, кто пока что не добрался до "Ночного цирка."
Несмотря на названные мною минусы, книга вполне читабельна, особенно рекомендована тем, кто любит цирк, кому интересно, что происходит за его кулисами, к тому же её стоит прочитать хотя бы для наслаждения этой фантастической атмосферой, которую дарит роман, всё же иногда полезно ощутить немного волшебства.512