Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним14 июля 2015 г.Приготовьте посуду, сейчас я все это буду бить
И я не шучу!
Дело в том, что следует охарактеризовать издание, которое сейчас у меня в руках. Вот та большая красивая книжка, которую вы видите на картинке слева. Безумно красивая, большая, яркая, с множеством иллюстраций.
Но какого черта издатели возомнили, что имеют право издавать такую бесподобную книгу без жирной метки В СОКРАЩЕНИИ. Уважаемые читатели, будьте бдительны и знайте, что именно это издание неполное. Вырезали все рассуждения Гюго, оставив один сюжет. Открываю я, значит, главу III.1 Собор Богоматери и предвкушаю, как буду читать про фасад здания, про смешение романского и готического стилей...и вижу одну страничку текста с большой красивой иллюстрацией. Ту-то я смекнула, что не мог Гюго себе позволить так поступить с объектом, который можно описать страниц на 7-8. И начала проверку, выяснилось, что воистину, моя книга выдрана клоками.Это кощунство, товарищи, какое-то, по-моему!
Срочно. Срочно взять полное издание и перечитать.Аккуратно, спойлеры
Несмотря на то, что прекрасный роман мне достался в виде угловатого обрубка, надеюсь редакторы не удосужились вырезать диалоги и ход самого действия. Мне показалось, что вроде на это мозгов хватило. И даже влюбилась в этот прекрасный выкидыш.
Роман хватает за яй...глотку и не отпускает до самого конца. Глаза воспаляются, от того, что ты уже не моргаешь, сон улетучивается, ты нервно сглатываешь, но не можешь остановиться. Для меня Гюго единственный в своем роде, кто умел писать книги как сериал, цепляя главы как серии, обрывая на самом интересном месте, что ты не можешь себе позволить "не досмотреть хотя бы еще одну".
Действие разворачивается в Париже XV века. Давайте сразу сделаем на это ссылку. Это хоть и позднее, но Средневековье. Поэтому действия персонажей, дикая влюбчивость или наоборот отходчивость должны восприниматься как должное. Тогда девки влюблялись без памяти за один куртуазный жест, поэтому не стоит гнобить Эсмеральду за ее помешательство на личности капитана.
Теперь по порядку:
Исторический фон
Здесь Гюго всегда мастер своего дела: опишет, так опишет. И собор как он есть, и Париж с высоты птичьего полета, и виселицу Монфокон, уже ржавую и гнилую, и вытесненную гильотиной окончательно. И вопрос о книгопечатании поднят. Но самое главное его умение смешать вымышленных и реальных персонажей.Людовик XI - действительно жестокий человек. Его лихорадило от двух мыслей: потеря власти и потеря здоровья. В романе мы видим и то, и то: его борьба с "феодальной заразой" (сцена осады собора и преждевременное ликование короля), ведь именно он считается "отцом" абсолютизма во Франции. И далее мы видим, как жадина-король готов пообещать золотые горы своему лекарю за чудо-пластырь. Приближенные к королю Оливье-цирюльник и Тристан также существовали.
Клод Фролло - церковное лицо, изъеденное ненавистью, ревностью, злословием. Да, в нем что-то есть, он опасен, он дик. Он злой гений. Идет к своей цели до конца. Но Клод еще до появления Эсмеральды был "выброшен из лона церкви". Он занимался алхимией, т.е. запретным делом, не одобряемым церковью. Более того, он стремился стать не подобным богу, а равным богу: уметь делать золото - стать как бог , вот что он восклицал в своей тайной комнатке. И потом: он как бог рассудил, что Эсмеральда никому не должна принадлежать. Его руками казнена невинная. И недаром Гюго хоронит его как колдуна, т.к. за балахоном священника души уже давно не было.
Пьер Гренгуар - везунчик и пройдоха, но это самый настоящий нормальный человек в книге. Он рассуждает здраво, как здравый эгоист. Он оценивает жизнь трезво: умирать - не хочу, жертвовать собой - не хочу. Тем более Эсмеральда не жертвовала собой, спасая его. Буду любить животных, жизнь, философию и драматургию. И плюс ему, это один из немногих лиц мужского пола, кому не бомбануло капитально башню из-за Эсмеральды.
- Что означает Феб? - Феб означает солнце
Феб - капитан, обычный военный. Обычный блудник и выпивоха. И ему не важно, кто там в него влюблен. Он девок портить привык, а жениться - на той, которая будет подобающей пассией. Феб обычный бабник, который погубил своей пылкой речью и чувственным взглядом несчастную девчушку, но ему на это глубоко наплевать.
Эсмеральда - вот для кого Феб означает солнце. Только видимо, не знала Эся миф о Дедале и Икаре, что нельзя близко к солнцу находиться - обжечься можно, а потом еще воск потечет и шарахнешься оземь. Мне ее и не жаль, и жаль одновременно. Мне изначально показалось, что никакая она не цыганка (ну или не чистокровная), т.к. характер какой-то не такой: не бойкая, не раскованная, вечно обмороки ловит. Цыганки не должны быть такими (стереотип). Эсмеральда как любая дама Средневековья повелась на "блестяшки", т.е. латы своего прекрасного спасителя Феба, что ее и сгубило. Но мы не можем ее в этом винить! Любовь зла! Она отвергает Клода, и я бы отвергла. Она не сможет полюбить урода Квазимодо, хотя благодарна ему (и никто бы не смог). Да, ее благодарность быстро улетучивается, но людям свойственно забывать хорошее, что для них делают.
Квазимодо - душа, ставшая чище в любви. Кстати Квазимодо в романе достаточно мало. Мы не можем сказать, что это светлый персонаж, т.к. он полон ненависти (отвечая на ненависть к себе ненавистью - не есть оправдание), но мы видим что творит с человеком чистейшее чувство, причем в разных ипостасях: любовь к отцу, любовь к женщине. И какая любовь в итоге побеждает. Но мне Квазимодо жаль. Жаль как человека. Ну и умирал он, конечно, в ароматном месте (ой, простите):
А я всю жизнь думала, что "Собор Парижской Богоматери" про любовь Квазимодо к Эсмеральде.
А там вон оно че!
Читайте, и в любимые.24200