Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прыжок в длину

Ольга Славникова

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июня 2025 г.

    Рожденный прыгать ползти не сможет

    Талант, любовь и судьба - три кита, на которых держится идейная мощь романа. По словам самой писательницы, главная тема романа - талант и то, что он делает с людьми: "Меня такие люди, богом в макушку поцелованные, очень интересуют. ".  Главному герою Олегу Ведерникову дан талант прыгать, не то что прыгать - практически летать, и он не может иначе, но однажды в результате отчаянного прыжка он лишается ног, но не прыгнуть тоже было невозможно: таково первое ограничение таланта. Он сводит всего Олега Ведерникова к подрагиванию "силовой паутины" (фантдопущение по словам Славниковой, элементы магреализма по словам критиков), и когда эта паутина оказывается заперта в теле ампутанта,  и он не может найти ей применения, начинается деградация. Ведерников ведь опускается не потому, что ему не нужно бороться за выживание как, например, другим инвалидам, а потому что талант делает его пригодным лишь для одной, очень узкой цели - и цель эта долгое время видится недостижимо, и цель эта становится тем, что замыкает круг в конце романа, и читатель кричит: "Не прыгай, Олег!" Однако он не может иначе.

    Отчасти талант здесь тесно переплетается с судьбой: концентрация таланта превращает человека в некое подобие тонкого и крайне специфического инструмента, и следовательно, судьба его сужается и концентрируется в пиковой точке, в случае Ведерникова - в двух пиковых точках, двух прыжках, я прошу прощения, судьбоносных прыжках. У остальных и судьбы поразнообразнее, и свободы побольше, так, негодяйчик Женечка ловит удачу на каждом шагу, впрягается в любое дело, и всё у него спорится, параллельно он же еще и калечит жизни тех, кто за него вступается - и это самые разные персонажи. Мать Олега, хоть и ступает по более узкой тропке, а всё же в ее распоряжении есть и бизнес, и личная жизнь, и путешествия.

    Также в одном интервью Ольга Славникова призналась, что в какой-то момент в ходе работы над текстом романа поняла: это история любви. И я, соединив точки наполовину и догадавшись, что за страшная фигура получается, долго откладывала чтение, мне не хотелось смотреть на эту трагическую любовь, не хотелось отражаться в этой истории - а ведь любая сильная книга в том числе является зеркалом для читателя, да еще и таким, которое не сможет врать, разве что сам читатель кокетливо повертится, встав к зеркалу своей удачной, красивой стороной. И всё же именно любовь вновь запускает талант и предназначение, помогая Олегу Ведерникову вернуться и сделать то, для чего он создан - и, подобно Уайльдовскому соловью, погибнуть.

    Впрочем, отсылка к Уайльду здесь, пожалуй, не совсем уместна. О романах Славниковой часто говорят как о перенимающих наследие Набокова, как на уровней идей и понятий, так и на уровне системы образов. Как вам, например Мотылев, снимающий с носа очки-авиаторы, "как бабочку"? Или, допустим, сравнение Ведерникова с потускневшим бриллиантом, тогда как Цинциннат сравнивается с "перстнем с перлом"?  Можно увидеть и наследие Замятина - многие второстепенные герои переданы через один-два ярких мазка: мать Олега - через сверкание камней и золота и кукольную молодость,  негодяйчик (хотя какой он второстепенный) - через особую плотность и тяжесть, Лида - рыхлость и полноту. А уж отцы Ведерникова и негодяйчика так совсем один краше другого - первый присутствует в виде пальто, второй - в буквальном смысле сливается со стенкой.

    Мы логично перешли к следующему важному аспекту романа в плане того, как он сделан - анфиладе зеркал и граней. Сами образы спасителя и спасаемого, стремящийся ввысь Ведерников и слишком тяжелый Женечка, который всё пытается постичь секрет движения, но не способен на него. Тема обездвиживания, протыкания, лишения жизни - одна из ключевых в образе Женечки Караваева.  Роман и стиль Славниковой в целом иногда ругают за перенасыщенность метафорами, витиеватость и избыточность, но есть один секрет - все образы увязываются в единое целое. Грани драгоценностей, коими увешана мать Ведерникова, рифмуются с никогда не купленным огнистым ожерельем и плачущими камушками в заколке Кириллы, и с аквамаринами, подаренными ей же Негодяйчиком, а в аквамаринах, в свою очередь, отражаются глубокие павлиньи глаза Лидочки, превращающиеся, правда, в стразы - из-за ее слепоты к Женечке, к его сути. Граненые камни преломляют свет, и образы преломляются, отражаются друг в друге - и в читателе, а также надежной кристаллической решеткой держат весь текст романа. Его очень сложно разобрать, растащить на цитаты, пытаясь выбрать удачную фразу, невольно тащишь за собой весь абзац, и вот такую целостность я всегда ценю, сама к ней стремлюсь, и считаю пробой высшего качества.

    4
    133