Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Женское детективное агентство №1

Александер Макколл-Смит

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июля 2015 г.

    Ммммм... Какая приятная-приятная-приятная книжка, просто отдых для глаз и души. Кажется, что сюжет очень прост - мма Прешес Рамотсве, красивая толстая женщина из Ботсваны, открыла первое в стране женское детективное агентство и расследует простенькие случаи: девушка не уверена, что человек, который назвался ее отцом, реально им является; у одной женщины пропал муж, вторая просит разузнать, точно ли ее муж ей изменяет, третья хочет, чтобы мма Рамотсве вернула украденный мужем мерседес настоящему владельцу... Отец обеспокоен тем, что у дочери-подростка, кажется, появился бойфренд; бывший работник обвиняет работодателя в том, что по его вине потерял палец на руке; доктор из больницы озадачен тем, что его коллега то превосходно выполняет сложные операции, то не понимает элементарных вещей... Несколько глав занимает расследование похищения ребенка и связь похищения с изготовлением амулетов из человеческих костей.

    Дальше...


    Детективные дела весьма и весьма незамысловаты; и повествование идет таким же незамысловатым языком. Приятно для разнообразия почитать о простых случаях и простых людях, а не о психопатах с жуткими душевными травмами родом из детства или чего-то подобного.

    Кроме расследований, героиня вспоминает о своем отце, думает о жизни в целом, а также ненавязчиво знакомит читателя с деталями быта, обществом, немного с историей, и обстановкой в целом. История отца героини, Обэда Рамотсве, очень трогательна. Простой человек, насколько возможно достойно проживший свою жизнь, которая, бывало, забрасывала его в нечеловеческие условия, и любивший свою страну.


    Доктор может сказать, что я работал в рудниках, просто послушав мое дыхание. Он покачал головой и сказал, что шахты калечат всех по-разному. Пока он говорил, я вспомнил песню, которую пели шахтеры суто (южноафриканское племя): "Рудники пожирают людей. Даже если ты их покинешь, рудники все равно тебя сожрут". Мы знали, что это правда. Можно погибнуть под завалом, а можно — через много лет, когда спуск в шахту станет воспоминанием или даже кошмаром, преследующим тебя по ночам. Рудники потребуют вернуть им долг, как потребовали у меня.
    ...
    Некоторые люди не выносят подобных известий. Они думают, что будут жить вечно. Они плачут и стонут, узнав, что их срок настал. Я так не думаю и не заплакал от слов доктора. Но жалею об одном: о том, что после смерти мне придется покинуть Африку. Я люблю Африку, она мне отец и мать. Когда я умру, я буду тосковать по запаху Африки, потому что там, куда мы уходим, где бы это место ни находилось, нет ни вкуса, ни запаха.
    ...
    И вот я сижу здесь, конец мой близок, и вспоминаю обо всем, что со мной случилось. Хотя не проходит дня, чтобы я не обращался в мыслях к Богу и не думал о том, каково это — умирать. Смерти я не боюсь, потому что умею терпеть боль, а мою боль можно вынести. Мне дают таблетки — большие белые таблетки, — мне велели принимать их, когда боль у меня в груди станет слишком сильной. Но эти таблетки вгоняют в сон, а я предпочитаю бодрствовать. Я думаю о Боге и о том, что он мне скажет, когда я предстану перед ним.
    Некоторые представляют себе Бога белым, так нам давным-давно сказали миссионеры, и эта мысль засела у многих в голове. Я сомневаюсь в том, что это так, ведь между белыми и черными нет различия, мы все одинаковы, мы просто люди.

    Читателя мельком знакомят с двоюродной теткой героини, воспитавшей ее и заменившей ей мать, и таким образом дают информацию о том, как меняется течение жизни в стране. Тетку выгнал муж, ее возвращение очень плохо приняли родные, и только отец Прешес был добр к ней. Тетка заметила любознательность и живой ум девочки, много с ней занималась и развивала ее память и навыки, чтобы у девочки было больше шансов в жизни.


    Двоюродная сестра размышляла о своей жизни, о раннем браке с человеком, которого почти не знала, о позоре бесплодия. Она вспомнила, как жила в каморке с тремя стенами, вспомнила тяжкий труд, за который не получала платы. Быть может, когда-нибудь женщины сумеют возвысить свой голос и указать на несправедливость этой жизни. Но сначала им нужно научиться читать.

    Простота, и даже легкая примитивность языка и повествования дает возможность полнее окунуться в чужую жизнь, проникнуться ее течением и почувствовать ее глубину. Не могу сказать, что мне срочно захотелось все бросить и поехать в Ботсвану, но время, проведенное за чтением, было потрачено с большим удовольствием и совсем не зря. И философские размышления мма Рамотсве понравились очень, приятная она женщина.


    Мма Рамотсве не хотела, чтобы Африка менялась. Не хотела, чтобы ее народ стал таким же, как другие народы — бездушным, эгоистичным, забывшим о том, что такое быть африканцем, или, хуже того, стыдящимся Африки. Она хотела быть африканкой и больше никем. Если бы ей дали таблетку и сказали: "Вот таблетка, последнее достижение науки. Прими ее, и превратишься в американку", она ответила бы: "Нет. Спасибо. Ни за что".

    Цепь ее размышлений прервалась. Пора было вынимать тыкву из кастрюли и садиться за стол. В конечном счете, в этом и состоит решение сложных жизненных проблем. Ты можешь думать, думать и думать, и так и не прийти ни к какому выводу, а тыкву все же нужно съесть. И это возвращает тебя на землю. Позволяет жить дальше.
    6
    64