Рецензия на книгу
Special Topics in Calamity Physics
Marisha Pessl
Аноним16 июня 2025 г.Практически идеальная - на мой вкус - интеллектуальная фига.
Мариша Пессл
"Некоторые вопросы теории катастроф""...противоречий в каждом человеке не меньше, чем волос на голове (от ста до двухсот тысяч). Мозг ленив и потому приглаживает образ человека, подгоняя его под какую-то одну основную черту, например пессимизм или неуверенность в себе (а если очень ленив, то совсем примитивно: хороший или плохой). Судить человека по одному отдельно взятому признаку - большая ошибка, чреватая самыми неприятными сюрпризами".
---Ну что ж, долгие и увлекательные поиски наконец-то привели меня сюда - в темную академию, где мне понравилось. И никакого ядовитого осадочка, никакого тухловатого послевкусия, никаких дуновений с запахом гнилого плюща, скисшего вина и впустую пролитого семени после прочтения. Одна чистая радость от искусствоцентричного, по-хорошему хулиганского текста, который играет с читателем в "поймай меня на лжи, если хватит эрудиции". Мне, кстати, то и дело не хватало, но удовольствия от чтения это у меня отнюдь не отняло.
Хотя подползала я к этому роману практически по-пластунски. Потому что после "Ночного кино" ожидала, что и эта история затащит меня за шкирку в темноту, как бы я ни отбивалась и не лягалась - и оставит там одну: выбирайся, мол, как знаешь... и если сумеешь".
Я тогда сумела не сразу. Но запомнила мощь авторских лапищ - я от таких могу бегать довольно долго, но однажды, как правило, возвращаюсь.Итак, после тревожной увертюры с некой терроризирующей девичью психику удавленницей и хрипловатым голосом из прошлого, окончательно разворошившим муравейник воспоминаний - в читателя старательно втыкают крючки интриги, чтобы не сорвался - героиня по имени Синь садится писать историю своей жизни. И мы вместе с ней отправляемся скитаться по Америке в компании ее папаши - интеллектуала, революционера-болтолога и знатного кобелины, который остарательно (и не обращая внимания на сопутствующий ущерб) лепит из своей дочки-подростка Выдающуюся Личность.
Школы в ее жизни меняются так быстро, что она даже не пытается ни в одной ассимилироваться, выбирая для себя роль наблюдательницы и классификаторши человеческих типов. Пока с ней не случается последняя перед универом школа. По сути своей такая же, как и прочие. Но для Сини оказавшаяся своеобразной точкой пересборки своего мира. Местом, где жизнь внезапно распахивает перед тобой плащ, как извращуга в сумеречном парке - и ты внезапно видишь то, что предпочел бы не. (Хотя то ли ты на самом деле видел, что думаешь?)Когда закончилось вступительное путешествие отца и дочки и началось собсна дарково-академическое действо, я сначала чуть было не заскучала, в очередной раз внимая сказочке про белого бычка... в смысле, про учителя-манипулятора и собранный им вокруг себя кружок избранных (причем избранных вроде как по принципу особой породистости тараканов). Но от впадения в зевоту и разочарование на этом отрезке нашего с Синью пути меня спас обаятельный стиль повествования. А потом все снова как закрути...
И до самого, прям до самого-самого конца уже крепко держало за пуговицу и прямо в лицо дышало вином, виной, лесом, туманом, пыльцой с бабочкиных крыльев и пылью, осевшей на ловко спрятанных у всех на виду скелетах.
Но лучше всего, по-моему - финал. Этакий кукиш + лукавая улыбочка + щедрая порция "а что, если?"Подытожу: на что же мое читательское сердце делало особенно громкий мур-мур во время чтения этой истории.
Во-первых, на девочку Синь - пострадавшую, однако не страдалицу, отнюдь не глухую к зову хаоса и стуку сердца тьмы, но все же предпочитающую солнечную строну улицы. Виртуально жму руку.Во-вторых, на стиль - выпендрежный и ехидный, но без высокомерия и самолюбования.
И наконец в третьих, на фокус-покус накося-выкуси финала, предоставляющего читателю возможность самостоятельно выбрать, что он видит на картинке: сиськи или танцоров, мотыльков или сов, конец или начало...
10314