Рецензия на книгу
Alice in Wonderland
Льюис Кэрролл, Максим Митрофанов
Аноним14 июня 2025 г.Грибок? Дайте два!
У автора был и прототип Алисы - маленькая девочка, а еще у автора была болезнь, что-то близкое к мигреням, которые могут влиять на зрение. То есть он мог видеть что-то большим и маленьким, слышать странные звуки, его ноги казались высотой с два этажа, а земля была где-то далеко внизу - вот это вот все и стало основой для его книги, как по мне, совсем даже и не детской.
Но авторы всегда так. Напишут что-то и в 12 лет оно читается так-то, в 22 иначе, а в 52 совсем уже по-другому.
Алису тоже можно читать в десять лет и в пятьдесят, и каждый раз находить что-то новое. На первый взгляд это сказка о девочке, которая попадает в странный и другой волшебный мир, но на самом деле под этой историей скрывается столько смыслов, что ее разбирают философы, математики, психологи и литературоведы и теперь еще и врачи, которые вывили неврологические и психологические проблемы у писателя.Чарльз Лютвидж Доджсон - вот именно так на самом деле зовут атвора, работал как математик и преподаватель в самом Оксфорде, и там он придумал эту историю для маленькой Алисы Лидделл и ее сестренки во время прогулки. Девочкам так понравилось, что они попросили записать сказку и доработав ее, автор выпустил историю, как книгу, в конце которой оказывается, что все это героине приснилось.
Но если копнуть глубже, то уже перед нами не просто сказка, а игра с логикой, языком, математикой. Кэрролл, будучи как паз математиком, наполнил книгу парадоксами, загадками и отсылками. Например, Безумный Шляпник и Мартовский заяц застряли в вечном чаепитии — это не абсурд, а возможная отсылка к реальной проблеме шляпников XVIII века, которые травились ртутью и сходили с ума. Чеширский Кот, исчезающий и оставляющий только улыбку, рассуждает о том, что «все мы здесь не в своем уме» — и это заставляет задуматься о том, что такое норма вообще, ведь как известно сейчас, понятия нормальности не существует. Его просто нет и люди могут быть самими собой, разными и с каким угодно эмоциональным или ментальным спектром.
Философы видят в Алисе размышления о природе реальности. В Стране чудес совершенно все непредсказуемо, причинно-следственные связи нарушены, время течет не так, как у людей— это похоже на то, как позже экзистенциалисты описывали абсурдность жизни. А математики находят игру с логикой и теорию множеств, если вы изучали в универе теорию графов, то поймёте о чем идет речь.
Книга повлияла на культуру колоссально. По ней сняты десятки фильмов и мультфильмов — от классической диснеевской версии до мрачной экранизации Тима Бертона. Ученые даже назвали в ее честь синдром, когда человеку кажется, что предметы вокруг него меняют размер (это реальное неврологическое расстройство, испытываемое писателем, как сказано выше).
Мне становится смешно, когда кто-то пишет, что в Алисе есть популяризация, назовём их "странных" жиж и грибов, ну давайте уничтожим слово грибы и яды, от этого что, кто-то меньше будет травиться теми же грибами?
Подобной "умно-глупой" сказки другими авторами так и не было создано, а эта будет в веках, всегда и всюду, ведь сходить с ума "ну ок... в хорошем смысле слова" иногда столько манко и очаровательно!
16466