Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Meliger14 июня 2025 г.Книга вызывает странное ощущение. Я почувствовала себя учительницей, которая следила за решением задачи, а ученик… точнее, ученица… за пару действий до конца взяла да запорола все свои предыдущие расчёты и, допустив грубейшую ошибку, выдала совершенно неправильный ответ.
Кто-то возразит, что героиня, наоборот, выбрала всё правильно, по совести, осталась верна своим ученикам, а не пошла на поводу эгоизма, не выбрала более комфортное место работы, личное душевное спокойствие и личное профессиональное развитие. Однако чем больше будет тех, кто польстится на Почётное Общественное Призвание, а не выберет минимальное человеческое уважение (и самоуважение), тем хуже и хуже будет жизнь педагогов. Зачем что-то менять в системе, если всех всё и так устраивает, да? Приснопамятную цитату, что те, кто хочет деньги зарабатывать, должны были идти в бизнес, знают многие.А почему, собственно, у любого специалиста — и учителя в том числе — должен в принципе возникать выбор между всего-то человеческими условиями труда и работой по призванию? Почему-то если учитель хочет улучшить по факту невыносимые и измочаливающие условия труда, то демагоги начинают кудахтать, что нет денег, что учитель и другие социальные профессии это не про заработки и не про деньги, — словно бы учителя себе райских кущ ждут, личных машин с водителями и вилл на побережьях. И очень жаль, что роман, написанный более шестидесяти лет назад, высвечивает те же проблемы, которые не изжиты до сих пор. И вдвойне жаль, что мораль романа как раз в том, что надо отринуть свои личные желания (то есть перестать ожидать к себе человеческого отношения) — лишь бы кто-то другой, пусть даже ребёнок, почувствовал себя человеком.
Именно своим «высокоморальным уроком» и лживой постановкой альтернатив книга вредна. Потому что замыливать проблему зарплат и перегруженности учителей, стыдя тех за желание жить по-человечески, вменяя им в вину, что без них дети останутся совсем никому не нужными и лишаются своего жизненного шанса, это лишь делать учителей заложниками их собственной совести. Очень удобно управлять тем, кто сам себя убедил, что не имеет права на достойную жизнь.7348