Рецензия на книгу
Освобождение Толстого
Иван Бунин
Аноним13 июня 2025 г.Освобождение Льва Толстого с точки зрения Ивана Бунина
О Толстом Бунин принимался писать не раз. Однако только в 1937 году, в Париже, им была выпущена книга, соединившая размышления многих лет. "Освобождение Толстого" никак нельзя назвать книгой воспоминаниний. Это одновременно и религиозно-моралистический трактат о Толстом, и подведение итогов собственной жизни, художественное произведение, своего рода реквием, с незаурядной силой выразивший трагедию стареющего на чужбине художника.Созданию этой книги предшествовали длительные, многолетние размышления Бунина над личностью, творчеством и философией Льва Николаевича Толстого, человека, перед которым он не побоюсь сказать благоговел. Книга эта необычна по форме: Бунин зачастую избегает авторской характеристики этапов жизни великого писателя, передоверяя эту характеристику искусно подобранным многочисленным свидетельствам самого Толстого, его близких и друзей, сближая мысли Толстого с суждениями из Библии, "поучений" Будды, античных мыслителей. Так создаётся — ненавязчиво и словно бы помимо воли автора — определенное настроение книги, её "тема". Бунин славит жизнь Толстого, которая предстает в его изображении не просто как путь разочарования в мирской жизни, но как безмерное развитие личности, обретение полной внутренней свободы, приведшее к отказу от всего корыстного, суетного, временного, к мучительным и настойчивым усилиям обрести понятие о смысле существования.К его имени, авторитету, оценкам Бунин обращается непрестанно, от юношеской поры до конца дней.
"Мечтать о счастье видеть его я начал очень рано" — этой характерной цитатой восхищения с уверенностью можно многое понять и определелить по отношению к Толстому. Тут соединилось всё: и непогрешимый авторитет Толстого-художника, и его учение, вдохновившая юношу Бунина на попытку уйти от мирской жизни, близость к корням т.е. к народу, нравственная высота, и его происхождение, и, конечно, философия; взгляды на назначение человека, на жизнь и на смерть. В семье он с детства слышал о Толстом: всемирно известный писатель и — земляк, живущий по соседству, да ещё и знакомый Буниных (с ним встречался отец во время обороны Севастополя, деля с ним досуг играя в карты). Толстой так занимал воображение мальчика, что однажды он серьёзно собирался ехать верхом в гости в Ясную Поляну, до которой было около сотни вёрст. Отзывы юного Бунина о толстовском творчестве выдержаны в восторженном тоне. Пережив увлечение утопическими идеями непротивления злу силой, переболев толстовством, Бунин с годами всё больше осознавал, что значил Толстой для России, её литературы, её духовного движения. Подобно Чехову, подобно Блоку, он видит залог успешного преодоления русской культурой всех трудностей и нездоровых наклонностях в самом факте, что вот где-то рядом живёт Толстой, при котором не может быть совершено непоправимых ошибок и произвола. Кончину его Бунин воспринял как величайшее личное несчастье и как утрату, последствия которой скажутся на всей общественной жизни страны. Смерть Толстого, очевидно, заставила Бунина с особенной остротой ощутить всю громадность его духовного наследия. И чем дальше, тем глубже и значительнее было воздействие на него Толстого, толстовских эстетических и нравственно-религиозных принципов.
Лев Николаевич Толстой на протяжении всей сознательной жизни Бунина оставался для него создателем абсолютных ценностей,идеалом— в сфере искусства и мысли.Лев Толстой — для него часть России, живая и от неё неотделимая.Лев Николаевич по мнению Бунина не просто восхищается миром — он хочет его улучшить, чтобы оставить тем, кто будет жить после нас.Бунин — художник, преображающий жизнь в слове и завороженно следящий за неизбежным, роковым ходом времени; Толстой же ещё и великий подвижник и проповедник переустройства жизни. На протяжении всей своей жизни Бунин безоговорочно поддержевал здоровое, реалистическое искусство и сопостовлял свои ценности в соответствии с великаном русской литературы Львом Толстым; в непрекращающейся борьбе с декадансом и модернизмом и то действительно новое, что Бунин, с его цельностью мышления, не мог принять (творчество Александра Блока или Владимира Маяковского и многих других).В литературной жизни имя Льва Николаевича оставалось для Бунина прежде — всего той высшей ценностью, которая позволяет безошибочно определить, как согласуется с заветами Толстого "новое искусство", а следовательно, чего оно стоит. По воспоминаниям современников, единственным человеком, перед которым он благоговел, был Лев Толстой; даже любимый им Чехов вызывал иные чувства,— нежность и соперничества в хорошем смысле этого слова. В своей книге Бунин приводит много цитат из произведений и дневников Льва Толстого, и из воспоминаний супруги и близких. Также стоит отметить, в своём труде о великому писателе, Бунин прославляя уход, "освобождение Толстого", стремившегося встать надо всем, что связывало его с мирской суетой жизни, в том числе и с собственной семьей, с "земными" привязанностями, щедро цитируя толстовские слова о смерти — разрешительнице всех противоречий. Сам Бунин внутренне всё-таки не приемлет этого исхода. Вся природа и естество его восстает против физического конца.
Иван Алексеевич всей своей книгой стремится доказать, что философские и религиозные искания Толстого, подчинившие себе всю жизнь, превратили её в подвиг, одновременно придав особую ценность и смысл творчеству, обогатив и напитав его духовностью и придав ему особую нравственную остроту.Осознавая жизнь Толстого как великий подвиг, где главным было развитие личности, отказ от эгоистического существования для себя, всё усиливающаяся отзывчивость и способность сопереживать на людские несчастья, социальные и вечные, Бунин и создает свою книгу "Освобождение Толстого". В его восприятии фигура Толстого столь громадна, что сопоставима лишь с мифическими создателями религий, подчинивших себе миллионные массы — с Буддой и Христом.55181