Рецензия на книгу
Снег на кедрах
Дэвид Гутерсон
violentbonfire13 июня 2025 г.В мире безмолвно, холодно и пусто
Так вышло, что чтение этой книги совпало с очень тяжелыми (и в каком-то смысле перекликающимися) событиями в моей жизни. Поэтому я надолго забрасывала роман и возвращалась к нему после перерыва.
История разворачивается на уединённом острове Сан-Пьедро, где волею судеб столкнулись две совершенно разные культуры — американская и японская. Американцы, хозяева острова, свысока смотрят на эмигрировавших сюда японцев и испытывают предубеждение, независимо от того, насколько долго живёт здесь та или иная семья (это особенно забавно и в то же время горько, если учесть происхождение большей части населения Америки).Центральное событие, вокруг которого строится сюжет романа, — суд над японцем Кабуо Миямото, которого обвиняют в предумышленном убийстве своего друга детства Карла Хайнэ. Автор уделяет много внимания самой процедуре судебного разбирательства: перекрёстному допросу свидетелей, приобщению улик, работе с присяжными. Из-за этого темп повествования медленный, вязкий — мы как будто заперты в зале суда вместе со всеми действующими лицами (это ощущение возникает ещё и потому, что по сюжету на остров обрушивается снегопад, из-за последствий которого перестаёт подаваться электричество и обрывается связь).
Те, кто ищет здесь бодрый залихватский детектив, могут смело проходить мимо. А вот любители психологизма
по-настоящему насладятся внутренними монологами героев. Мне, например, очень понравился персонаж адвоката защиты Нельса и его размышления о возрасте, герой, несмотря на небольшое количество уделённого ему времени, получился живым и объёмным. Понятна и прозрачна и мать Карла — Этта Хайнэ, как и понятны её мотивы в отношении этих пресловутых 7 акров, которые были символом конфликта не столько с семьей Миямото, сколько с её собственным мужем.Ещё одна значимая часть книги — воспоминания главных героев. Все они пережили Вторую Мировую войну, каждый получил свою дозу боли и страданий, которая по-разному отразилась на их дальнейшей жизни. Автор ни в коей мере не романтизирует войну. Его позиция прозрачна и однозначна: война навсегда калечит душу и делает человека уязвимым и одиноким, нуждающимся в покое и понимании. Такому человеку никогда не стать прежним, как бы он ни старался ассимилироваться и приспособиться.
Поэтому от романа остаётся горькое послевкусие. Человек — раб своих предрассудков, раб своих воспоминаний и раб своих демонов. Бывает так, что светлая сторона личности всё-таки пересиливает, но это скорее исключение, чем правило.
7294