Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Setarcos12 июня 2025 г."Потому что нельзя быть на свете красивой такой" или о чем "Собор Парижской Богоматери"
Перед нами разворачивается драма роковой страсти, касающаяся всех действующих персонажей.
Квазимода - отринутый обществом изгой-одиночка, который лишен достаточного уровня разумности и амбивалентно обладающий нестандартной внешностью, которая ввергает в ужас всякого кто на него посмотрит.
Эсмеральда - несчастная девушка, которая потеряла в раннем возрасте родителей, но обладающая пленительной, яркой и ослепительной красотой.
Феб де Шатопер - нарцисс и пустозвон, но обладает знатным происхождением и почетной военной должностью и званием.
Клод Фролло - одиозный персонаж. Представляет дихотомию рационального и иррационального.
Такие краткие описания сделаны мною для того, что бы подчеркнуть их выдержанность, если не примитивность в отношении раскрытия их характеров и личностей. по большей части именно события четко определяют мотивы, из которых мы начинаем узнавать персонажей такими, какими их задумал Виктор Гюго.
С точки зрения переосмысления современного читателя, хочется сказать, что книга пестрит резкими контрастами повествования: сначала архитектурные описания объектов времени правления Людовика ХI, и некоторые вкрапления исторических событий из мира политики или обществознания эпохи Парижа 15 века, а затем идет художественная часть. Этим автор злоупотребляет около двух третей произведения, и меня оно сбивало с темпа, однако кроме этого, недостатков которые бы существенным образом стали причиной негодования от произведения, у меня не нашлось. Образы живые, запоминающиеся, очень выдержанные, как и диалоги всех персонажей. Драма ощущается предельно ясно. История уже стала давно классикой, однако хотелось бы выделить одного персонажа, который для меня достоин отдельного упоминания.
Клод Фролло - определенно является отрицательным персонажем. Он участвует в инквизиционных процессах, закулисных политических интригах, однако обладает незаурядным интеллектом и высокой степени образованностью. На самом деле, его черты личности лишь контурно, как и все описания личностей персонажей - подчеркиваются, но без излишеств и углублений. Нам достаточно понимать, что по его внешности и поведению, читатель видит кто перед ним, однако нельзя сказать однозначно, что в этом человеке нет светлых сторон, ведь он выходил бедного Квазимодо, который мог погибнуть еще на том этапе, когда он стал подкидышем. Его брат пройдоха и гуляка, который не пошел по стопам учености своего старшего брата, для него по сути является обузой, но он не прогонял его, не отказался, а по своему любил и надеялся, что он в очередной раз, когда будет клянчить деньги, все-таки возьмется за ум, а не просадит их в борделе или ином сомнительном заведении. Его трагедия в том, что из-за учености и высокого духовного сана, он был лишен любви и ласки со стороны женского пола. Его духовное и нравственное воспитание, было деформировано осознанием своей плотской сущности, от которой было не избавиться. Для полноценности, ему не хватало "той самой" Эсмеральды, пленительная красота которой вскружила ему голову, опьянила и затуманила разум, отравила его душу, потому как красавица никогда (и нам ясно из лейтмотива произведения) не смогла бы его полюбить. В этом его главная трагедия. Он становится преступником, потому что не может влюбить в себя Эсмеральду, он становится ею одержим и страсть становится причиной его морального падения. Более того, Эсмеральда открыто говорит ему, после определенных роковых событий, что никогда его не полюбит. Эти слова бьют ему в самое сердце. И чем дальше, тем хуже.
Его боль можно понять. Жаль, что автор не дал надежды для читателя, хотя бы в назидание тем, кто страдает неразделенной любовью, которая перерастает в наваждение и страсть, как это сделал Достоевский Ф.М. в "Идиоте", где было ясно дано понять, что у такого доброго и чистой души мужчины как Князя Мышкина, были и еще варианты, кроме его страданий по Аглае и Настасье Филипповне.
В этом произведении, благодаря простоте изложения, четко прослеживается взаимосвязь уязвленного Эго, практически всех действующих персонажей, как главных так и вторичных.
Пьер Гренгуар — поэт, философ и драматург. Становится бродягой и даже плутом, но не злобным, а простодушным. Его страсть к философствованию и изыскам мира искусства, ведут в ущерб к сенсорному восприятию окружающих его людей. Его мало волнуют общественные события, он погружен исключительно в мечтательность.
Людовик XI — король Франции. Алчный, злобный и жестокий тиран, который не терпит препирательств. Поддержание мнимого авторитета , жажда единоличной власти, становятся причиной его слепоты в интригах хищного стада его придворных. Его не заботят истинные проблемы общества, только если они не угрожают его правлению.
Пакетта Шантфлери («Гудула») — затворница Крысиной Норы и «вретишница». Она, судя по описанию одной горожанки, вела распутный образ жизни, была низко образована. Зарабатывала проституцией, однако в определенный момент, желая иметь собственного ребенка, получает его по воле судьбы, но практически в тоже мгновение - теряет. После этого факта, она становится заложником своей темницы на столько же, насколько заложником становится ее разум от неистовой злобы и бешеной, лютой ненависти ко всем людям, определенного этноса, которые когда-то у нее украли дитя. Она не видит, окромя своей боли, ничего хорошего в жизни и сходит с ума, проводя многие годы в молитвах и терзании своей душевной раны.
Феб де Шатопер — капитан королевских стрелков. Легкомысленный и пустой, в плане личностного содержания человек. Его страсть - кабаки и служба. Эсмеральда для него, в отличие от нее, всего лишь еще одна девица.
Ну и наконец - Эсмеральда. Ее проблема в зацикленности на Фебе. Она, не видела подле себя тех, для кого она действительно имела значение. Добрый, но уродливый Квазимодо - нет. Ее страсть была в сосредоточении идеального образа молодого красавца кавалера, который был перманентно на ее устах все произведение. В книге вообще создается впечатление, что самая пустая как личность - сама Эсмеральда. Кроме красоты и ее зависимости от Фэба, нет ничего, однако именно ее судьба становится камнем преткновения для всех участников драмы.
Прекрасное произведение, только больше всего жаль Джали и Квазимоду, жизненная линяя которого так напомнила мне о реально жившем человеке, которого звали Джозеф Меррик и о котором впоследствии, Дэвид Линч снимет, на мой взгляд, самый свой проникновенный и бьющий в сердце фильм.
5148