Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Две твердыни

Джон Р. Р. Толкин

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2025 г.

    Путешествие в сердце Средиземья: Откровения и тайны «Двух твердынь» Толкина

    «Две твердыни» — второй том знаменитой трилогии «Властелин колец» английского писателя Дж. Р. Р. Толкина. Изначально замысел автора заключался в создании одной грандиозной эпопеи, однако, в силу нехватки бумаги в послевоенные годы, произведение было разделено на три части. В «Двух твердынях» объединены книги III и IV, и впервые роман увидел свет в Лондоне 11 ноября 1954 года, а вскоре, 21 апреля 1955 года, был опубликован в США.
    Название книги многозначно и многослойно. Толкин рассматривал различные пары башен, каждая из которых символизировала разные аспекты противостояния: Ортханк и Барад-дур олицетворяли мощь двух главных антагонистов — Сарумана и Саурона; Минас Тирит и Барад-дур акцентировали борьбу сил Света и Тьмы; а Ортханк и крепость на перевале Кирит Унгол подчеркивали важность путешествия Фродо и Сэма к Мордору. В итоге, Толкин выбрал абстрактное название, оставляющее простор для интерпретации читателя.
    Дизайн книги, созданный самим Толкином, изображает Минас Моргул и Ортханк: первая представлена как белая башня с тонкой убывающей луной, отсылающей к её изначальному названию — Минас Итиль, или Башня восходящей луны; вторая — как черная башня с тремя «рогами» и белой рукой, символизирующей Сарумана. Однако в моих руках оказалась книга с изображением Гэндальфа, что добавило ей особую прелесть.
    Объем «Двух твердыней» меньше на 100 страниц по сравнению с первой книгой, но это не уменьшает её значимости. Сюжет продолжает развивать события первой части: герои разделяются, и первая половина книги посвящена одному отряду, в то время как во второй части мы следим за Фродо и его приключениями. Каждый персонаж сталкивается с трудностями на своём пути, и книга вновь поднимает темы дружбы и храбрости, показывая, как наказываются трусы и слабовольные.
    В центре повествования остаются Фродо и Сэм, чья история становится всё более драматичной и напряженной. Особое внимание уделяется Арагорну, Боромиру и Гимли, чьи сюжетные линии обретает новое значение. Толкин мастерски исследует темы верности, предательства, искупления и силы духа, показывая, как даже самые благородные существа могут поддаться тьме, в то время как самые незначительные могут проявить героизм.
    Одним из самых поразительных моментов книги является то, как она ломает четвёртую стену между читателем и героями. Персонажи не раз ведут разговоры, в которых осознают, что их история — это «сказка», и это придаёт произведению особую живость. Они понимают свою малозначительность: «Сказки никогда не заканчиваются. Только герои меняются...». Это подчеркивает, что они не стремятся быть суперменами, а имеют свои обычные желания, что делает их ближе к читателям. Умиляющее осознание того, что не только читатели восхищаются волшебными существами, но и сами герои книги, придаёт произведению живую энергетику.
    Эта история завораживает и заставляет переживать за судьбы героев, и я даже начала сомневаться в экранизации, благодаря её глубине и проработанности. В целом, «Две твердыни» — это великолепное продолжение, и я с нетерпением жду третьей части. Рекомендую эту книгу всем — она прекрасно подойдет для семейного чтения, даже с маленькими детьми, несмотря на сложность языка. Как сами герои отмечают: «Когда-нибудь про нас будут читать семьи».

    10
    98