Рецензия на книгу
Питер Джексон и создание Средиземья: Всё, что вы можете себе представить
Айан Натан
Аноним11 июня 2025 г.Всегда можно построить дорогу
Книга для фанатов - причём как фанатов самого Джексона, так и Толкиеновского Средиземья, и даже - Новой Зеландии. Именно в такой последовательности. Потому что Иен Нейтон, автор этой подробнейшей хроники, прежде всего восхищается Питером Джексоном, игнорируя критику. Он не пишет сухую биографию, не выстраивает нейтральную дистанцию - скорее, ведёт за собой в художественное путешествие, где страница за страницей разыгрывается драма о том, как человек с другого конца света мечтал снять кино по книге, которую он даже не особенно любил. Дело в том, что Джексон вовсе не был преданным поклонником Толкиена. Толчком к экранизации стала его жена и бессменный соавтор - а также банальная необходимость удержать на плаву студию Weta, которую они создали вместе с другими новозеландскими художниками. Эта студия в итоге станет важной точкой притяжения всей киноиндустрии, а сам Джексон - почти культовой фигурой, но тогда, в начале нулевых, всё это ещё было под большим вопросом. То, как Джексон обходил студии Голливуда с просьбой дать денег, читается как полноценный сюжетный поворот - настолько живо описано автором. На этом фоне странно, что о его ранних и последующих фильмах рассказывается вскользь, а вот о том, сколько попыток экранизировать Толкиена было до него - много и с подробностями. Так же отмечу отсутствие подробного раздела, посвященному Хоббиту - кажется, Нейтон не смог выдавить из себя достаточно восторгов по этому поводу, потому что восхищаться там (по его мнению) особенно нечем.
Для меня самым интересным было узнать, что «Питер Джексон» - это не столько человек, сколько коллектив. И думать о нём в одиночном числе, отрывая от всей его команды, - значит не понимать сути его творчества. Это была команда мечтателей, и каждый из них сделал технологический рывок всей отрасли: чего только стоит технология захвата движения или MASSIVE (технология генерации сцен массовки). Большинство инструментов создавалось «на коленке», в условиях ограниченных бюджетов, часто - впервые в истории. Всё, что нельзя было нарисовать (помним, что речь о начале нулевых, когда «зеленка» еще не применялась), снимали «вживую». И тут на сцену выходит Новая Зеландия. Фильмы никогда бы не стали тем, чем стали, не будь они сняты именно там. Джексон буквально прокладывал дороги: логистику приходилось организовывать с нуля, а актёров и технику доставлять в горы на вертолётах. Пейзажи, попавшие в кадр, не ассоциируются с Англией - я с удивлением прочла, что Толкиен вообще-то пытался воссоздать сельскую Англию, с её вечной борьбой с индустриализацией. Для меня же Средиземье, со всеми этими величественными горными долинами, лесами и бурными реками - это Новая Зеландия. Команда Джексона буквально построила туристическую индустрию страны.
В книге много внимания уделено и актёрам. Наверное, все уже слышали про Вигго Мортесена, который настолько вжился в роль Арагорна, что даже в свободное от съемок время ходил в гриме и мечом (однажды был задержан полицией за это). Но для меня было сюрпризом узнать, как Шон Бин отказывался летать и поднимался в горы пешком; как Орландо Блума брали «на контингент» девочек-подростков (это стало проблемой, когда к роли в Хоббите он «потерял свою свежесть»); как Камбербэтч прыгал с парашютом, чтобы вжиться в роль Смауга. И именно из таких деталей складывается образ команды, которая не просто «сняла кино», а изменила подход к тому, что вообще возможно снять.
Это не книга для скептиков. Если вы ждёте разоблачений, объективности или злого юмора - тут этого нет. Но если вы хотите вдохновиться тем, как можно протянуть кабель в горы, слепить монстра из мусора, придумать новую технологию - и всё это ради книги, которая считалась в принципе не экранизируемой - то да, стоит читать. Это романтизированная история группки новозеландских художников, которые смогли заставить типично голливудскую (aka токсичную) студийную машину вливать деньги в официально признанный безнадежным проект. Великолепно.
22245