Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки из подполья. Вечный муж. Бобок

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июня 2025 г.

    «Человек иногда ужасно любит страдание, до страсти»

    «Записки из подполья» – сборник Ф.М. Достоевского, куда вошли три произведения: повести "Записки из подполья" (1864), "Вечный муж" (1870) и рассказ "Бобок" (1873). Это психологическая проза, где Достоевский мастерски рисует портреты людей в их самых уязвимых и тёмных проявлениях.

    Особых ожиданий у меня не было, с Достоевским у меня сложные отношения: понимаю ценность и темы, но не близок он мне. Тот случай, когда я навряд ли стала пить чай с писателем. Но удивительно, что в этом сборнике мне открылся другой Достоевский. Мне даже понравилось.

    Слог шикарный. Здесь никаких "но" и быть не может: язык пронзает и заставляет чувствовать, как будто сам сидишь в том самом подполье.

    Все три произведения – о психологических портретах людей, о внутренней раздвоенности, зависимости от чужого мнения, унижении и безысходности. Хотя рассказы разные по форме, их объединяет общее настроение безысходности, глухой тоски и какого-то философского сарказма.

    «Записки из подполья» – трагический монолог, «Вечный муж» – драма унижения и ревности, «Бобок» – гротескная "пляска" мёртвых.

    Повесть «Записки из подполья»


    «Развитой и порядочный человек не может быть тщеславен без неограниченной требовательности к себе самому и не презирая себя в иные минуты до ненависти»

    Начало мне далось тяжело: половину прочла почти через силу, слегка скучновато, а главный герой раздражал своим нытьём. Но потом вдруг стало жалко этого маленького человечка, забитого и униженного. Достоевский показывает "подполье" как особый тип сознания: вечная зависимость от взглядов других, мучительное стремление обратить на себя внимание, зависть, обида.. Это исповедь человека, который сам себя топит.

    Повесть «Вечный муж»


    «Самый уродливый урод — это урод с благородными чувствами: я это по собственному опыту знаю»

    Тут Достоевский возвращается к темам любовного треугольника и роковой женщины, обездоленного детства, подполья, «хищного» и «слабого» типов. Рассказ с такой тонкой психологической игрой, что я сама чуть с ума не сошла, пытаясь понять, что же Трусоцкий хочет от Вельчанинова. Сначала я сочувствовала Трусоцкому. Немного напомнило «Вендетту...» Корелли, но нет. Потом он показался мне низким и глупым. А Лизу в этой истории стало жалко до боли.

    Рассказ «Бобок»


    «Всему удивляться, конечно, глупо, а ничему не удивляться гораздо красивее и почему-то признано за хороший тон»

    Сначала я не понимала, что происходит, но когда начался этот "кладбищенский гул", мне даже было интересно "слушать" этих мертвецов. Перед нами не просто сборище галдящих теней – это чиновники, бездельники, развратники, у которых даже после смерти не осталось раскаяния. И все они чувствуют запах – "нравственную вонь".

    Сборник «Записки из подполья» – это галерея портретов людей в их самых уродливых, жалких и смешных проявлениях. Несмотря на то, что с Достоевским у меня всё ещё сложные отношения, этот сборник оказался для меня удивительно честным и живым.

    20
    59