Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Life After Life

Kate Atkinson

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июля 2015 г.

    Осторожно, много спойлеров!!


    - Amor Fati, - сказал доктор Келлет. - Знаешь, что это такое?

    "A More Fatty", - Урсула была в замешательстве... когда родилась, и сразу же погибла. И когда снова родилась, и опять погибла, на этот раз чуть позже. В следующий раз она будет осторожней, и не погибнет... таким образом. Она учится, как и все остальные, за исключением того что на эту учебу уходит не одна, не две..и даже не десяток жизней. Опираясь исключительно на странные ощущения дежавю, которые так тревожат ее мать, она учится не ходить туда, не говорить этого, отступать, уезжать, не ехать, говорить, молчать, прятаться и бежать. Будто лиса, уходящая от преследующих ее охотников, она ищет новые пути, которые помогут ей спастись и спасти любимого брата, который так и норовит навеки ускользнуть из этого мира.
    Бесконечное количество шансов, которые все равно ведут в тупик.
    Англия в безумстве радости от завершения войны, вспышка болезни, случайность, заражение, смерть. Хочется схватить руку брата, теряясь в бреду, но он уже мертв. Бедные лисята.
    Оступившись, промолчав, поддавшись, как результат - нежеланная беременность, аборт, жизнь покатившаяся в обрыв, пьянство, побои мужа, побег, побои бывшего мужа. Хочется успеть спасти от подобной участи и брата, но тьма падает раньше.
    Война, разруха, Англия в крови, смерть.
    Война, бомбежка, Англия в дыму, смерть.
    Война, бомбежка, Англия в руинах, смерть.
    Лисица в западне.
    Война, послевоенная разруха, Англия в пепле, усталость, мать мертва, брат мертв.
    и снова.
    и снова.
    Сколько не продвигайся дальше, впереди все равно потери, и весьма безрадостная, безумно усталая смерть.

    "A More Fatty", - Урсула была в замешательстве..., и бежит дальше, в Германию до Второй Мировой, выходит замуж, знакомится с Евой Браун, отдыхает в санатории с дочкой, и в конце концов принимает смерть по собственному желанию. Первый раз она первой шагнула в объятия тьмы. Что-то надломлено...И путает привычные карты.
    Картинки накладываются одна на другую, люди и события смешиваются, спасение невозможно, усталость копится, близкие теряются, и у Урсулы кончаются силы терпеть вечное дежавю, делать вид что все нормально, что все идет как надо и ей просто нужно жить. Нервный срыв, дождь, сломанный нос, обморок прямо на улице..лисица без норы. и как итог - психиатрическая лечебница. И снова доктор Келлер.


    - Amor Fati, - сказал доктор Келлет. - Знаешь, что это такое?


    Урсуле и так хорошо. Вот бы так и жить всегда, равномеренно и размеренно, без изменений и людей, проживая каждый день без событий и радуясь этому отсутствию течения жизни. Однако все же...


    — «Если у меня есть дар пророчества или мне доступны всякие тайны и всякое знание…» — начал доктор Келлет.

    — «…или у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, — я ничто», — подхватила Урсула.

    — Любовь по-латыни может обозначаться словом caritas. Да ты и сама, наверное, это знаешь.


    Caritas - жертвенная любовь. Спасти кого-то ценой своей жизни. Сделать все, чтобы спасти, не взирая на свою жизнь.


    - Amor Fati, - сказал доктор Келлет. - Знаешь, что это такое? (...)
    • Это означает: «Стань таким, каков есть», — разъяснил он, избавляясь от последних крошек табака. (Бытие прежде небытия, предположила Урсула.) — Ницше взял это из Пиндара: γένοι, οΪος έσσί μαϴών. Ты владеешь греческим? — Мыслями он уже был где-то далеко. — «Стань собой, но прежде узнай, каков ты есть».


    Это переломный момент в жизнях Урсулы. Что бы она не делала раньше, и что бы не получалось у нее достигать, она делала это неосознанно, по тем или иным причинам, подсказанным ей то ли подсознанием, то ли событиями, происходящими в жизни. Все свои дежавю она складывала в самый темный и тихий уголок сознания, и не позволяла себе мысли что это кое-что большее чем просто расстройство психики. После же диалога с доктором Келлетом, она принимает себя. И принимает тот факт что она как уроборос - повторяет одну и ту же жизнь, а значит - это можно использовать. В одной из своих предыдущих жизней она говорит - "если бы это помогло Тедди..и не только Тедди, всему миру...", и начав новую жизнь с чистого листа, она хочет спасти мир. Убить Гитлера, и спасти всех от черной чумы. Это ли на самом деле нужно обычному человеку? В состоянии ли она это сделать, ведь не Гитлер, так кто-нибудь еще встал бы на его место, а всех то не убьешь.. Да и можно ли вообще спасти, убивая? И снова падает тьма. И снова снег - но теперь ее мать сама спасает жизнь дочери.


    Без ученья нет уменья.

    Крутится ли так же как ее мать в бесконечной череде одной и той же жизни? Отчего на этот раз она знает, что нужно делать? Может, прерывает наконец вечный круговорот жизней Урсулы? Или всего-лишь сама исполняет свой caritas, спасает своими руками то, что так долго была не в состоянии сделать. И эта новая жизнь - живой брат, Тэдди, и его живая любимая, и конец войны, и Урсула на вершине счастья, и боится что этот момент не реален. Caritas - жертвенная любовь, и конечно, хотелось бы спасти весь мир.. но есть ли что либо более желанное чем спасти близкого человека, увидеть его живым и невредимым после стольких жизней в которых он был безвозвратно потерян? Это мгновение счастья навеки запечатлено в сознании Урсулы, тем что оно возможно. Не все дороги кончаются тупиком.
    Продолжается ли круговорот Урсулы, или он завершился - неизвестно, ибо автор оставил вопрос открытым. Последняя глава - снова снежная ночь, и миссис Хэддок снова не успевает на роды, застряв на полпути. Что это? Очередное начало или просто вечность самой миссис Хэддок?
    Знаю что автор в интервью сказала, будто снег будет идти вечно. Но так же знаю, что она пишет книгу, где Тедди главный герой, и возвращается с войны живым. Это может быть конечно всего лишь одной из жизней Урсулы...но все же хочется надеяться что эта жизнь где все выживают, будет для нее последней.
    Вышло наверно очень сумбурно, но у меня много впечатлений от книги... Я совсем забыла как то вписать в рецензию то, что каждая жизнь - как отдельная книга, и все читаются более чем интересно. Очень характерные герои, выходит все атмосферно и увлекательно. Англия прямо таки ощущается в каждом предложении. И англичане.
    Книга меня довольно таки задела, так что я и рисунок набросала по быстрому, детки Тодд, еще без младшего)
    Морис, Пэм, Тэдди и Урсула!

    4
    26